КазТАГ
Казахское телеграфное
агентство

Астана, 5:15 | 26 июня

Развивать туризм в Казахстане – как носить воду в решете

Дата: 15:37, 16-06-2024.

Астана. 16 июня. КазТАГ – Амир Касенов. Президент Касым-Жомарт Токаев 13 июня провел совещание по вопросам развития туризма и подверг жесткой критике сложившуюся ситуацию – и абсолютно обоснованно, но вопрос о том, сможет ли кабмин исправить все перечисленные недочеты, остается открытым, ведь проблемы все на поверхности, их великое множество, все они главные и, что называется – системные.

Инфраструктура

Притчей во языцех давно уже стала ситуация с дорогами – ямы, выбоины и «гармошки» являются одним из главных сдерживающих факторов на пути желающих отдохнуть на том же Алаколе и Балхаше. Местами асфальта просто нет – с относительным комфортом на указанные озера смогут проехать, пожалуй, лишь путешествующие в комфортных внедорожниках с кондиционером. Другой вопрос – а нужен ли таким любителям комфорта туризм на Балхаше и Алаколе? Остальные же путешествующие автотранспортом вынуждены выбирать: либо ехать с закрытыми окнами и запекаться, либо открыть окна, глотать пыль и задыхаться, причем во всех случаях все это очень медленно, дабы не повредить «ходовку» автомобиля. Конечно, на некоторые объекты сейчас можно добраться поездом, но ездил ли кто-либо из тех, кто отвечает за развитие туризма на этих поездах? Впрочем, сам транспорт – это отдельная проблема, к которой мы еще вернемся.

Если где-то вопрос качества дорог решен, не менее важным остается вопрос придорожного сервиса. Причем, на уровне удовлетворения элементарнейших потребностей, как, например, справить нужду в дороге. Тот же хваленый автобан между Астаной и Бурабаем не может похвастать большим количеством опрятных и чистых туалетов – порой намного гигиенично «сходить в поле», чем просто зайти в уличный туалет вдоль трассы. Посещение таких «объектов» в ночное время и вовсе превращается в хоррор с риском лицом к лицу встретиться с условным Вельзевулом. О том, чтобы где-то по дороге помыть руки, кроме как полить себе на руки захваченной с собой воды из бутылки, тоже говорить не приходится. Да что там придорожный сервис – даже лицо нашей страны – Астана не способна похвастать доступностью уличных туалетов. Сложно представить, каково незнакомому с городом приезжему, которому вдруг «приспичит» прямо на улице. Уличные туалеты в Астане, конечно, есть, но их крайне мало, какие-либо указатели, чтобы эти туалеты быстро найти, обнаружить проблематично, если не сказать, невозможно, а если кому-то и повезет до такого уличного туалета добежать, он в самый ответственный момент рискует обнаружить, что заветная дверца заперта снаружи на замок.

Еще одна крайне важная проблема, которая не добавляет привлекательности отдыху в Казахстане – мусор. Государство регулярно заявляет, что делает ставки на экотуризм. Однако на туробъектах часто территория завалена мусором, нет мусорных контейнеров, а там, где они есть, мусор попросту не вывозится, а если и вывозится, то разве что точечно в рамках неких «экологических акций». Да что там объекты экотуризма – вернемся к лицу страны – Астане – в том же районе «Экспо», туристическим центре столицы, есть целые кварталы, в которых не встретишь ни одной урны. И если сознательный и опрятный человек донесет фантики от того же мороженого или шоколада до неблизкой урны, то не совсем сознательный, вопреки риску быть оштрафованным, просто бросит свой мусор, где придется.

Отдельной проблемой инфраструктуры является частая необеспеченность туристических объектов электричеством и водой. Разумеется, где-то ситуацию с той же горячей водой решают с помощью бойлеров, но и им нужны свет и вода, но уже холодная.

Транспорт

Возвращаясь к вопросу о том, пробовал ли кто-то из тех, кто отвечает за туризм, проехать на казахстанском поезде из точки «А» в точку «Б» – вероятность утвердительного ответа вызывает сомнения. Иначе ведра с гайками, а по-другому некоторые из наших поездов сложно назвать, в которых летом душно, а зимой холодно, давно ушли бы в небытие, и им на смену пришел бы комфортабельный железнодорожный транспорт по доступным ценам. Мы, вроде как, такой хваленый жд-транспорт сами же еще и производим.

Автомобильный транспорт тоже оставляет желать лучшего. Опробовавшие поездки на автобусах на тот же Алаколь признаются, что их поясницы за такое им точно «спасибо» не скажут. Если же говорить о таксистах, то нередко складывается впечатление, что в регионах в вопросе ценообразования они связаны «круговой порукой» и вопросы вероятного ценового сговора «бомбил», действующих на рынках услуг такси на Алаколе, Балхаше или том же Бурабае, государством никак не регулируются.

Самый же «больной вопрос» касательно транспорта – авиасообщение. С учетом уровня доходов населения, авиабилеты в моменте превращаются в роскошь, а авиакомпании часто действуют на правах гегемонов, диктующих и меняющих в одностороннем порядке условия, не считающих нужным считаться с интересами пассажиров. При этом, складывается ощущение, что регулятор в лице комитета гражданской авиации (КГА) нередко вместо того, чтобы защищать интересы граждан, выступает скорее в роли адвоката авиаперевозчика. Впрочем, вопрос защиты интересов простого туриста должен рассматриваться отдельно, о чем и пойдет речь далее.

Незащищенность туристов

В сфере авиации сложилась ситуация, когда туриста, возмущенного тем, что его в жару часами удерживают в запертом салоне самолета, в котором люди задыхаются от нехватки воздуха, могут попросту снять за возмущения с рейса как «деструктивного пассажира». И не важно, что жизни находящихся на борту были поставлены под угрозу, что людям стало плохо в салоне. Как правило, на запросы СМИ в таких ситуациях авиакомпания отделается пресс-релизом, в котором выставит виноватым пассажира (это же он «деструктивный», а не авиакомпания экономит на кондиционировании и безопасности), а регулятор в лице КГА если и «прокомментирует» ситуацию, то нередко это больше повторение сказанного авиаперевозчиком, причем, порой, релиз госоргана выглядит как «под копирку» с сообщения авиакомпании. И неважно, что пассажиры жалуются на то, что их при задержке рейса в установленное время не накормили, не напоили и не обеспечили номерами в гостинице – в официальных версиях авиакомпании и КГА все как правило выставляется иначе и часто в пользу авиафирмы. Например, КазТАГ регулярно пишет о различных жалобах на ту же Air Astana, а с нее как с гуся вода.

Еще один вопрос, достойный внимания – это в целом безопасность. Например, туриста могут просто избить. В Алматинской области был случай, когда беспричинно была избита местными жителями целая группа туристов. Это, скорее, вопрос маргинализации безработных жителей периферии, с которыми должна проводиться соответствующая работа. Турист не должен бояться нападений со стороны местных жителей в ходе поездки, но решение этого вопроса тоже требует системного подхода.

А местное население нередко заинтересовано в сиюминутной выгоде и его мало заботит, вернется ли этот же турист через год или два. Именно этим, наверное, объясняется и незащищенность туристов от жадных до легких и быстрых денег таксистов, которые за маршрут от аэропорта до центра Астаны порой берут с непосвященных иностранных гостей баснословные суммы.

Нередко невыгодные для туристов условия отдыха – еще одна проблема, которая логически продолжает сказанное выше. Например, на том же Алаколе в области Жетысу один из популярных туристических объектов в поселке Акши на южном побережье принимает гостей в 11.00, а менее чем через сутки – в 9.00 следующего дня турист должен освободить номер. При этом, самолет из Астаны прилетает в Ушарал в 14.40, то есть столичные туристы попадут на автомобиле до объекта уже вечером, а такой опции, как почасовая оплата, там попросту нет. Вот и получается, что турист должен будет за половину суток отдыха заплатить как за полные сутки. При этом, авиакомпания, обслуживающая данное направление, может запросто отодвинуть время прилета в Ушарал еще на несколько часов позже, и даже начала практиковать такое уже в нынешнем сезоне. Разумеется, это не добавляет туристической привлекательности далеко не самому комфортабельному отдыху на побережье казахстанского озера, который еще и далеко не все могут себе позволить. И тут встает вопрос цены.

Цены

Цены же, с учетом неразвитости казахстанской туротрасли, как в старом бородатом анекдоте: «А ты прошвырнись по базару, может, где дешевле найдешь?» И действительно, в условиях отсутствия конкуренции субъекты рынка могут себе позволить и брать вдвое дороже фактической стоимости проживания, как на том же Алаколе, где полсуток отдыха нужно оплатить как за сутки, и запрашивать немалые суммы за полуразвалившиеся беседки с топчанами на Балхаше, и взимать немалые деньги за не самые опрятные туалеты на Бурабае, и «загибать» стоимость услуг такси, не говоря уже о стоимости авиабилетов.

Потому и получается, что казахстанскому туристу может быть выгодней и привлекательней слетать отдохнуть за рубеж, а заодно и мир повидать, чем платить кровно заработанные на услуги сомнительного качества дома.

Недавно, кстати, Telegram-канал «За нами уже выехали» проводил опрос, куда бы казахстанцы предпочли поехать отдыхать, если бы была построена короткая дорога из Алматы до Иссык-Куля. В опросе приняли участие около 10 тыс. человек. С учетом 24% проголосовавших за то, чтобы посмотреть ответы, 36% выбрали Иссык-Куль, 33% – Турцию и лишь 7% проголосовали за Алаколь.

«Прожекты»

А еще есть «прожекты». По примеру «прожектов» курорта на Кок жайлау и отеля в урочище Бозжыра. «Прожекты», которые как правило требуют огромных инвестиций, как вариант, под госгарантии, которые при этом мало считаются как с экономической целесообразностью, так и с интересами государства и общества в вопросах защиты окружающей среды. Недаром Токаев на обозначенном совещании по развитию одновременно 20 туристических зон во всех регионах страны, заявил, что такой подход неэффективен и приведет к распылению ограниченных ресурсов государства. Тут остается добавить, что такой подход может способствовать и коррупции – ведь о том, как умеючи казахстанские коррупционеры наживаются за счет прожектерства, можно слагать легенды. Кстати, чем, кроме как прожектерством можно объяснить и многочисленные траты на «популяризацию туристического облика» того или иного казахстанского региона за рубежом? Лоты с госзакупками соответствующих услуг КазТАГ встречает регулярно.

Коррупция, кумовство и рейдерство

И тут мы подходим к фундаментальным проблемам, которые лежат в основе всех сложностей, с которыми сталкивается туристическая отрасль. Ни для кого не секрет, что среди казахстанских чиновников немало тех, кто воруют и на дорогах, и на «прожектах», и не прочь нажиться на откатах при выдаче тех или иных разрешений. Туристическая же отрасль, где выход на точку безубыточности и получения прибыли требует долгих лет кропотливого труда, крайне чувствительна к таким видам препон, как обусловленные коррупцией административные барьеры. Потому не удивительно, что на южном побережье того же Алаколя или Балхаша бизнесмены годами не могли реализовать тот или иной проект без санкции отдельно взятого физического лица, государственным служащим не являвшегося, но представлявшего семейство с самой известной в Казахстане фамилией.

В то же время с северного побережья Балхаша все еще звучат мольбы о помощи со стороны тех, кто прямо заявляют о рейдерстве, называя при этом не менее известную фамилию из «старого Казахстана» – Нигматулиных. Так, КазТАГ уже приводил жалобу бизнесмена из Балхаша, который строил гостиницу на побережье и заявил о рейдерстве со стороны экс-сенатора Ерлана Нигматулина – брата близнеца экс-спикера мажилиса Нурлана Нигматулина. КазТАГ неоднократно писал запросы в правоохранительные органы касательно наличия уголовных дел в отношении Нигматулиных, однако они все еще остаются безнаказанны, как остаются нерешенными и проблемы тех, кто заявляют о рейдерстве со стороны известных братьев.

Та же сфера авиации Казахстана давно прочно ассоциируется с громкими фамилиями тех же староказахстанцев, как, например, тот же олигарх Александр Клебанов. Известные персонажи «старого Казахстана» контролируют и вопросы цен на авиабилеты, и вопросы цен на наземное обслуживание самолетов, и многое другое, что в конченом счете влияет на ситуацию не только в сфере туризма, но и просто в экономике Казахстана.

Один из последних примеров – то, что фирма, связываемая с Алией Назарбаевой (дочь экс-президента Нурсултана Назарбаева), продолжит получать средства из бюджета за вывоз мусора из Астаны.

Не исключено, что с теми же коррупцией и кумовством может быть связано то, что местные чиновники из Ушарала закрывают глаза на ситуацию с уже упомянутым объектом на Алаколе, где за полсуток отдыха люди платят как за сутки – иначе местный уполномоченный орган по защите прав потребителей, а также защите и развитию конкуренции или попросту акимат давно бы навел порядок. Опять же не исключено, что после публикации данного материала чиновники отделаются пресс-релизом с пространным объяснением недопустимости вмешательства в дела бизнеса. В то же время, вопрос защиты интересов самих туристов остается открытым.

Вот и получается, что Казахстан вроде как строим новый, а проблемы старые, а потому и об эффективности мер по развитию туризма говорить пока рано – развивать наш туризм в текущих условиях все равно, что носить воду в решете.

Источник фото: realkz.com