Экспертное мнение: Процедура ухода главы государства в отставку по личным или политическим причинам в Конституции не предусмотрена

Алматы. 5 февраля. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Процедура ухода главы государства в отставку по личным или политическим причинам в Конституции не предусмотрена, считает известный эксперт, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев.

«Казалось бы, что пунктом 3 статьи 42 и статьей 47 Конституции РК четко определено, в каких случаях и по каким основаниям могут быть прекращены полномочия президента страны. Однако, если взять его досрочное освобождение от занимаемой должности, то с этим не все так просто. Такой процедуры, как уход главы государства в отставку по определенным личным или политическим причинам, в основном законе принципиально не предусмотрено. Досрочно же президент РК может покинуть свой пост только либо «при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни», либо отрешения от должности за совершение государственной измены. Причем порядок осуществления отечественного варианта импичмента делает его неосуществимым в принципе (по крайней мере, в отношении действующего главы государства Нурсултана Назарбаева)», - прокомментировал А. Чеботарев для КазТАГ сообщение о том, что президент РК попросил Конституционный совет растолковать статью в конституции о прекращении полномочий президента.

В связи с этим, продолжил эксперт, данное обращение президента в Конституционный совет может означать только одно - выяснение возможности расширения понятия «досрочное освобождение» за пределы пункта 1 статьи 47 Конституции РК.

«Иначе говоря, главе государства нужен ответ, может ли он подать в отставку, что называется, «по личному желанию» (как, например, это сделал в 1999 году покойный ныне российский коллега Борис Ельцин) или нет. Какого-либо иного логического объяснения это обращение не имеет», - пояснил А. Чеботарев.

А вот решение Конституционного совета с официальным толкованием пункта 3 статьи 42, полагает эксперт, может иметь самые серьезные и далеко идущие последствия.

«Можно, конечно, допустить, что данный орган оставит все как есть и никаких отставок главы государства, инициируемых им лично, не допустит. Такой вариант вероятен только в том случае, если президенту надо кому-то показать и убедить в том, что добровольно в отставку он уйти не может, поскольку Конституцией это не предусмотрено вообще. Правда, тогда возникает большой вопрос относительно этого «кто-то». Либо это кто-то из своих приближенных, стремящихся занять пост главы государства или хотя бы продвинуть сюда удобного человека, либо из внешних игроков, заинтересованных в том же самом», - предполагает А. Чеботарев.

Но, отмечает эксперт, по ряду оснований со стороны Конституционного совета, скорее всего, последует такое толкование данного положения основного закона, которое позволит Елбасы покинуть пост президента РК в любой подходящий момент времени по собственному волеизъявлению.

«А это, в свою очередь, будет означать, что вариант будущего транзита власти через предстоящие президентские выборы (с выдвижением и обеспечением избрания на них кандидатуры потенциального преемника Елбасы) в Акорде может не рассматриваться», - прогнозирует А. Чеботарев.

Однако при таком раскладе, по мнению эксперта, возможен только один из двух вероятных сценариев транзита власти.

«Первый сценарий. Президент объявляет о своем уходе в отставку, если не в ближайшее время, то точно до проведения очередных президентских выборов. В таком случае, согласно Конституции РК, его полномочия перейдут председателю сената, а уже последний в статусе и.о. президента сам предпримет все необходимые меры для обеспечения своего избрания главой государства. Причем есть основания, что это может быть, как действующий спикер сената Касым-Жомарт Токаев, так и совсем другой человек, кого могут специально поставить на эту должность. Второй сценарий. Глава государства сам участвует в президентских выборах (независимо от того, будут они очередными или внеочередными), снова переизбирается на свой пост и уже потом в любой подходящий момент уходит в отставку. В таком случае его преемник сможет руководить страной в статусе «и.о.» на весь оставшийся срок. При этом и.о. президента сможет укрепить свои позиции и по истечении соответствующего времени обеспечить свое избрание, став уже полноправным президентом РК. Естественно, при полном покровительстве и под контролем Елбасы как председателя совета безопасности РК», - перечислил имеющиеся варианты А. Чеботарев.

С другой стороны, подчеркнул эксперт, в наших условиях делать какие-либо прогнозы, тем более по транзиту власти, достаточно трудно.

«Однако, как гласит народная мудрость: «Чему быть, того не миновать». А вот, как и когда, остается догадываться. Но если данное обращение в Конституционный совет не является своего рода загадкой президента своим согражданам и иностранным наблюдателям, то оно может стать серьезным звеном в процессе подготовки транзита власти», - резюмирует А. Чеботарев.

Напомним, ранее сообщалось, что Конституционным советом принято к производству обращение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева об официальном толковании пункта 3 статьи 42 конституции РК.

«Конституционным советом республики 4 февраля 2019 года принято к производству обращение президента республики Казахстан Н.А. Назарбаева об официальном толковании пункта 3 статьи 42 Конституции Республики Казахстан», - говорилось в сообщении 4 февраля.


adimage