Настало время нового ликбеза для укрепления доверия власти

Киль. 30 июня. КазТАГ – Игорь Киндоп. Президент Касым-Жомарт Токаев в ходе совещания по мерам противодействия распространению коронавируса объявил выговор нескольким акимам областей и ведомств, а также сделал замечания акимам Алматы и Нур-Султана и руководителям нескольких ведомств. В итоге глава государства поручил подготовить план длительной борьбы с коронавирусной пандемией. «В связи с этим мной поручено разработать национальный план по защите жизни и здоровья казахстанцев на среднесрочную перспективу».

Если, по его мнению, руководителям регионов надо указать на их недоработки и упущения, то так тому и быть. Тем не менее, существует гораздо более широкая проблема, которая является одной из предпосылок стремительного роста числа заболевших коронавирусной инфекцией после отмены режима чрезвычайного положения в стране 11 мая этого года. Это падение кругозора и грамотности, в широком смысле этого слова. Поэтому, чиновники, конечно, виноваты в том, что не смогли организовать работу в области безопасным способом, но распространяют инфекцию в первую очередь простые люди.

В частности, моя мама, живущая в пригороде Алматы, уже устала жаловаться мне на то, как много людей не обращают более никакого внимания на коронавирусную инфекцию. Люди бравируют своим незнанием и уверенностью в том, что инфекции не существует. На просьбу надеть маски, люди в сельской местности отвечают усмешками и идиотскими ухмылками, потому что искренне верят в свою неуязвимость перед модной болезнью. Наверное, они не боятся умереть или похоронить родственников.

Развитие интернета поставило человека перед, не побоюсь этого выражения, глобальным вызовом – массовое развитие лженаучных теорий и распространений фейков. Борьба с фейками и ликвидация безграмотности стали трендами развития в социальных сетях в последнее время во всем мире. В демократических режимах, устанавливать является ли новость фейком или нет, берется платформа, где эта новость публикуется – социальные сети, различные издания и так далее. Причины, по которым некоторые издания публикуют фейки очевидны – это кликбейт и погоня за рекламным бюджетом. Иногда, сами издатели верят в истинность той или иной лженаучной концепции. В недемократических режимах борьбой с фейками занимается государство. Некоторые из этих государств пользуются свободой трактовки того, что является фейком, а что нет.

Если раньше приверженцы теории плоской земли или заговора рептилоидов с планеты Нибиру рассматривались как деревенские дурачки и над ними просто смеялись, то с появлением коронавирусной пандемии ситуация несколько изменилась. Очень многих людей не удовлетворяет вполне себе научное объяснение того, что коронавирус появился случайно на территории массового скопления людей и животных в некоем китайском городе. Понятие случайности тут является ключевым. Люди не понимают, что есть случайность и что именно она руководит всеми процессами в этой Вселенной. В связи с этим появились тысячи разных гипотез о причинах появления коронавирусной инфекции, самой опасной из которых является миф о полном отсутствии и «незначительности» этой инфекции. Все мы слышали об этом неоднократно – коронавирус не опаснее гриппа и придуман для … и тут можно подставить все, что угодно.

Пытливый человеческий ум, неудовлетворенный официальной версией, пытается найти ответы среди друзей и знакомых, на различных сайтах и в социальных сетях. И тут, в отсутствие аргументированной официальной позиции казахстанских властей (которая должна распространяться из каждого говорящего утюга), люди начинают верить всему, что угодно. Масла в огонь дополняет и российское официальное телевидение, которое изливает на своих наивных слушателей потоки информационных отбросов. В этих средствах массовой информации люди и черпают убеждения, которые сейчас имеют такие негативные последствия на казахстанскую и глобальную экономику. Это всего лишь тренд, в котором мы живем.

Казахстанскому государству необходимо осознать и оседлать этот тренд и работать в изменившейся медийной среде. Можно признавать или не признавать, но последние 20 лет казахстанское правительство осуществляло прямой или косвенный контроль над СМИ. На эти цели государство тратило много денег и осуществляло контроль очень даже успешно – с точки зрения внутриполитических целей казахстанского государства. Но как и любое другое ограничение свободы, контроль над СМИ сделал их неконкурентоспособными по отношению к внешним источникам информации.

СМИ практически полностью утратили просветительскую функцию, а ведь журналисты должны не просто освещать события, но и интерпретировать их для конечного пользователя. Сегодня СМИ пытаются конкурировать с интернетом в распространении развлекательного контента, но и с этим может справиться далеко не каждый. Информационное сопровождение коронавирусной эпидемии показало, что в современных условиях новости распространяются бесконтрольно. Только Северная Корея обладает техническими возможностями (а точнее полным отсутствием технического развития) для блокировки распространения цифровой информации между пользователями. Можно сколько угодно говорить о распространении фейковых новостей, но их распространение говорит об одном – пользователи доверяют альтернативной информации больше, чем официальной.

В этой связи, необходимо изменить стратегию информационной работы с гражданами в соответствии со следующими мерами и принципами.

Во-первых, необходимо ослабить контроль над СМИ и расширить пространство для инициативы каждого издания. Снятие «красных флажков» с разного рода общественно-политических тем приведет к росту конкурентоспособности казахстанских СМИ и росту интереса к ним со стороны граждан. А чем больше времени граждане потратят на чтение новостей из казахстанских СМИ – тем меньше они изучат альтернативной информации.

Во-вторых, необходимо ослабить рекламные ограничения на деятельность СМИ – это приведет к росту их финансовой независимости и увеличению оплаты труда журналистам, пускай и за счет рекламы алкоголя. До тех пор пока алкоголь можно купить в магазине, а не по рецепту врача – запрет на его рекламу, скорее всего, бесполезен.

В-третьих, необходимо сформировать государственный заказ на информацию просветительского и научного характера. Это только кажется, что в науке нет ничего интересного, но на сегодня только она умеет объяснять вещи. А государственный заказ на науку – сделает ее популярной. В частности, сегодня от СМИ требуется рассказывать о том, что такое эпидемия, как с ней борются и откуда получают лекарства и вакцины. Из каждого холодильника надо рассказывать о том, как много было эпидемий в прошлом и как с ними боролись – почему всем надо носить маски и не дышать друг другу в затылок.

В-четвертых, казахстанскому правительству надо что-то сделать с предоставляемой статистикой. Как и любая другая информация из государственных органов, она должна быть правдивой и поступать вовремя. Необходимо постоянно работать над формированием правдивых данных, которые не оторваны от реальности.

В-пятых, необходимо разработать меры по укреплению экспертного сообщества внутри страны, потому что открытая и честная дискуссия независимых экспертов и чиновников даст необходимую аргументацию всем принимаемым в стране инициативам.

Все эти меры, применяемые в масштабах республики, так и на местах позволят укрепить авторитет власти и снизить привлекательность альтернативных и лженаучных фейковых новостей. Систематическая работа в направлении этих шагов позволит казахстанскому государству получить доверие народа и укрепит единство внутри него. В конечном итоге, кругозор граждан станет более широким и казахстанцы станут еще конкурентоспособнее, а значит - богаче и счастливее. Правда над этим придется работать еще много лет, но тем не менее.

Источник фото: pixabay.com


adimage