Антон Мусин: Технологии – не пилюля, которая решит все проблемы казахстанских банков

Дата: 14:15, 29-04-2019.

Алматы. 29 апреля. КазТАГ – Валентина Владимирская. Казахстанские банки все больше инвестируют в новые технологии, но инновации – не панацея. Меняться нужно головам: главам правлений, другим топ-менеджерам. Благо, IT-подразделения не обременены старыми цифровыми технологиями, старыми задачами и поле действий – чистое. Об этом – в интервью с управляющим директором консалинговой компании Accenture Kazakhstan Антоном Мусиным.

- Антон, каковы, с вашей точки зрения, позиции наших банков во внедрении новых технологий?

- Технологическое развитие казахстанских банков продолжится. Сейчас, наверное, большинство крупных и средних банков видят свое развитие в наращивании инвестиций в технологии. Но проблема банков – не в технологиях.

- А в чем?

- Проблема, с точки зрения развития, – в менеджменте. Менеджмент, зачастую, не готов к технологическим трансформациям. Проблема, в целом, в культуре, то есть, желание есть, а как туда (в новую стратегию – КазТАГ) попасть, мы не очень понимаем. Не то, что мы плохие, мы – не готовы. Не готовы, с точки зрения внутренней культуры, мы слишком иерархичны, у нас недостаточно знаний, мы воспринимаем технологии как такую пилюлю, которая решит все проблемы, а технологии всех проблем не решают. 

Решать надо бизнес задачу с помощью технологий. Да, и потом – как под технологию подтаскивать бизнес задачу? Это как подмена, она часто, на самом деле, происходит.

- Мы можем «зависнуть»?

- Не думаю. Понятно, что на рынке будут появляться новые проекты, в том числе – технологические проекты крупных казахстанских банков. Банки будут пытаться в технологической области развиваться, но эти проекты будут во многом тормозить, особенно в крупных банках, из-за внутренних проблем. Технологии, «железки», те или другие, будут, но основные проблемы надо решать со стороны голов.

- Какие банки лучше развиваются в плане технологий?

- Kaspi.kz, ForteBank двигаются неплохо, заметно, что движение началось. Я считаю, что Halyk тоже после интеграции имеет шансы развиваться. Плюс Halyk – это массивный банк, имеющий большой ресурс. Это важно в бизнесе для реализации каких-то крупных инициатив.

- А видите вы те небанковские платформы или финтехкомпании, с которыми банки могли бы объединится?

- Да, я считаю, что это – все агрегаторы покупки билетов, например, очевидные потенциальные таргеты, которые банки должны рассматривать в качестве игроков. Это, может быть, не напрямую, – некоторые микрофинансовые организации (МФО) на рынке, не буду называть, цифровые игроки по микрофинансированию. Они из-за своих технологий интересны какой-то части крупных игроков (банковских – КазТАГ). 

Вообще, все что касается «онлайна», в том числе – онлайн-торговли, на мой взгляд, потенциальные таргеты для партнерства на рынке. Известные Chocolife, Sulpak, «Технодом» – все, кто сейчас пытается в этой части играть, – потенциальные и интересные игроки для будущей интеграции.

- Что могло бы послужить драйвером таких объединений?

- Я думаю, что у финансового рынка Казахстана – большая перспектива в части цифровизации и она – именно в коллаборации (сотрудничестве – КазТАГ). Эта волна чуть раньше началась в России и сейчас волна этих коллабораций, волна совместного взаимодействия финансовых и нефинансовых бизнесов, начинается в Казахстане.

Я уверен, что мы увидим на рынке интересный набор проектов, появятся интересные проекты на рынке СМЕ – средних и малых предприятий и финансовых организаций, которые их обслуживают. Такие проекты неплохо взлетели в России, и я считаю, что здесь, в Казахстане, есть такая область для развития. На рынке, в том числе и около финансовых компаний, появятся чисто технологические компании. Этот тренд, что «мы – не финансовая, а технологическая организация», будет реализовываться.

- Вы про «Сбербанк» и «Тинькофф» в России?

- Да, и про них – тоже. Такие организации и в Казахстане уже есть, рядом с ресурсными компаниями, но они будут и вокруг каких-то банковских игроков.

В целом, развитие крупных игроков в финансовом секторе с высокой вероятностью будет проходить через развитие каких-то центров экспертизы. То есть, будут появляться на рынке некие центры цифровой экспертизы, которые будут пытаться самостоятельно развивать бренды или технологии, но при этом, это будут кэптивные (дочерние – КазТАГ) организации, принадлежащие крупным компаниям.

- Какое место занимает Казахстан среди других стран по цифровой продвинутости?

- По степени продвинутости, наверно, второй после России рынок. Просто по тому, что здесь есть деньги, есть ресурсы, есть люди – это важно.

Я считаю, что рынок относительно продвинутых постсоветских стран находится, с точки зрения цифровизации, в привилегированном положении. Цифровой банкинг в Казахстане по качеству – лучше, чем в США или в некоторых европейских странах.

- Это из-за того, что у нас нет наследованных IT-систем?

- Да, с одной стороны. С другой стороны – просто молодой рынок. Здесь проще делать любые изменения, проще вносить их. Молодые индустрии – онлайн-ритейл, розница банковская. Им не сотни лет. Поэтому и казахстанский рынок, сравнивая там, с рынками Ближнего Востока, более продвинут, чем эмиратовский, с точки зрения сервиса. Качество сервиса выше, причем, чем у большинства игроков в Эмиратах и, тем более, в Саудовской Аравии. 

- Благодарим Вас за интервью!

Источник фото: Пресс-служба Accenture Kazakhstan.

Поделиться новостью: