Асель Хаирова: квалифицированных аудиторов по-прежнему недостает Казахстану

Алматы. 25 октября. КазТАГ - Сергей Зелепухин. Аудиторские компании в Казахстане по-прежнему сталкиваются с многочисленными вызовами. Причем одним из них аудиторы называют недопонимание с регулятором, которое они стремятся решить путем диалога. И, как заверяют представители аудиторских компаний, у них уже есть решения возникающих проблем.

О перспективах и проблемах аудиторской деятельности в РК наш разговор с управляющим партнером компании KPMG в Казахстане и Центральной Азии Асель Хаировой.

 

- Асель Ануаровна, какие Вы видите перспективы для аудиторского рынка в Казахстане?

 

- Аудиторская профессия – очень ответственная. В одном из интервью десятилетней давности деятельность аудиторов сравнивалась с лошадью, которая тащит на себе весь груз. С тех пор мало что изменилось, потому что аудиторы по-прежнему выполняют очень большой объем кропотливой ответственной работы.

Если говорить о перспективах, то текущие принципы аудита, ожидания, этические нормы поведения, воздействие на корпоративную среду аудируемых организаций, развитие профессиональных кадров и другие аспекты современных тенденций в ближайшем будущем сохранятся. Единственное, что может измениться, - это методики и процессы. То есть в целом в век цифровизации роль аудитора, который добавляет ценность к финансовой отчетности, и, соответственно, способствует доверию со стороны бизнеса и инвестора к той или иной финансовой информации, концептуально останется прежней.

 

- А с какими проблемами чаще всего сталкиваются аудиторы в Казахстане?

 

- Я предпочитаю называть возникающие вопросы для бизнеса – вызовами. Если нам необходимо решить какой-то вопрос, то это вызов, который надо понять, принять и дать на него сбалансированный ответ.

Если говорить о вызовах для аудиторских компаний, то одним из главных остается дефицит квалифицированных кадров на аудиторском рынке Казахстана. Поэтому компании очень пристально следят за развитием собственных кадров – вчерашних студентов, которых принимают к себе на работу и много инвестируют в их профессиональное развитие.

Кстати, аудиторские организации – одни из немногих компаний, ежегодно принимающих к себе на работу по 50-60 выпускников высших учебных заведений без опыта работы. И эти выпускники, не имея никакого опыта в сфере аудита, консалтинга и бизнеса в целом, приобретают его у нас.

В последующем наши обученные сотрудники становятся привлекательными кандидатами для других компаний, которые через какое-то время приглашают их на работу уже в качестве готовых специалистов. В этом аудиторские компании, в особенности международные, играют роль «кузницы кадров» для разных секторов бизнеса в Казахстане и за его пределами.

Развитие кадровой базы в Казахстане в целом остается одним из главных вызовов для страны, на что обращают внимание, в том числе, и эксперты Глобального экономического форума (ГЭФ), указывая, что достаточность наличия квалифицированных кадров для решения экономических задач в текущих реалиях является одной из проблемных зон современного Казахстана. Причем в этом году дефицит квалифицированных кадров в Казахстане эксперты ГЭФ поставили на третье место среди факторов, которые мешают повышению конкурентоспособности казахстанской экономики.

И, как я уже отметила, международные аудиторские компании осуществляют значимый вклад в повышение индекса конкурентоспособности Казахстана через развитие профессиональных кадров.

 

- Какие еще существуют вызовы для аудиторов в Казахстане, помимо дефицита квалифицированных кадров?

 

- Если говорить о других вызовах, то существует непонимание того, чем занимается аудитор, какова его роль и, соответственно, может ли тот или иной регулятор со своими специфическими вопросами искать ответы на все свои вопросы в аудиторских отчетах. Ведь аудиторские отчеты имеют совсем другое предназначение и преследуют другую цель.

Естественно, что если цель регулятора отличается от целей широкого пользования, то, соответственно, возникает недопонимание между регулятором и аудиторами.

Мы воспринимаем это как вызов и садимся за стол переговоров. У нас по этому вопросу были конструктивные встречи с Национальным банком, в частности, с представителями департамента банковского надзора, в рамках которых мы открыто обсуждали интересующие вопросы и приходили к взаимному пониманию.

 

- Насколько трудно работать аудиторам в условиях кризиса? Какие решения Вы предлагали или готовы предложить компаниям? 

 

- «Кризис» с греческого переводится как возможность. Поэтому кризис для любой компании - это возможности, которые мы для себя открываем. Иными словами, мы видим и понимаем, какие вопросы на сегодняшний день волнуют наших клиентов, и помогаем нашим клиентам увидеть новые возможности в сложившихся условиях.

Являясь фирмой-членом международной сети аудиторских компаний, мы обладаем большим опытом работы с клиентами в условиях кризиса по всему миру, и мы можем поделиться с казахстанскими компаниями, нуждающимися в этом, этим опытом и уроками.

 

- А как часто Вам приходится сталкиваться с ошибками в финансовой отчетности компаний? Что Вы делаете в этом случае?

 

- Наша задача при работе с компаниями, в первую очередь, заключается в том, чтобы выразить независимое мнение по финансовой отчетности, и на этом пути также помочь компаниям исправить возникающие ошибки. Важно, чтобы у руководства компаний и у тех органов, которые отвечают за корпоративное управление – аудиторские комитеты и советы директоров – был высокий уровень ответственности за финансовую отчетность, предоставляемую аудиторам для проверки.

Поэтому у нас идет постоянный диалог, для того чтобы все необходимые стандарты соблюдались. Если, например, на первых этапах аудита у нас могут быть замечания к качеству финансовой отчетности и сбору необходимых аудиторских доказательств, то эти замечания в ходе аудита озвучиваются с тем, чтобы перед подписанием аудиторского отчета все наши замечания, влияющие на качество финансовой отчетности и на формирование аудиторского мнения, были исправлены.

 

- Но если этого не происходит?

 

- Если этого не происходит по каким-то причинам, то аудиторский отчет подвергается модификации. Модифицированное аудиторское заключение тоже имеет стандартные параметры, в рамках которых мы можем выразить, например, что финансовая отчетность соответствует Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), во всех существенных аспектах, кроме определенных моментов. Или мы можем выразить, что она не соответствует стандартам МСФО. Мы можем даже отказаться от выражения своего мнения, поскольку у нас может отсутствовать существенный доступ к определенной информации или существовать некоторые значительные ограничения.

У аудиторов есть широкий спектр стандартных отчетов, которые мы выпускаем в зависимости от обстоятельств. Для нас главное, чтобы клиенты осознавали свою ответственность за предоставляемую информацию. Если руководство не готово к таким взаимоотношениям или не понимает степень своей ответственности, или существуют серьезные репутационные препятствия, то это оценивается аудиторами на стадии акцептования клиентов. Поэтому мы работаем с компаниями, которые соответствуют ожиданиям и требованиям международного кодекса этики и поведения.

 

- А в каких отраслях экономики компании больше всего допускают нарушения в предоставлении финансовой отчетности для аудита и с которыми есть наибольшее непонимание у аудиторов?

 

- Трудно сказать, потому что мы не собираем такую статистику. Повторюсь, мы работаем с клиентами в режиме диалога. Случаются ошибки чисто механического характера или ошибки, связанные с тем, что компании не до конца понимают те или иные стандарты. И наша задача заключается в том, чтобы мы могли получить такую отчетность, по которой мы могли бы дать справедливое, независимое и правильное аудиторское заключение и под которой мы готовы подписаться.

 

- Вы упомянули, что у аудиторов была встреча с регулятором и на ней обсуждались определенные вопросы. Какие это были вопросы?

 

- На самом деле инициатива встречи исходила от аудиторов в ответ на публикации в СМИ, в которых излагалась позиция Национального банка относительно аудиторской деятельности. Мы инициировали встречу с регулятором, чтобы понять, о каких проблемах идет речь.

В результате мы получили от Нацбанка общее понимание вопросов, волнующих регулятора, в частности, речь шла о различиях в суждениях регулятора и аудиторов по поводу возмещаемости тех или иных кредитных портфелей. Наша позиция заключалась в том, что у каждого банка есть своя специфика, из-за чего при оценке кредитных портфелей применяются разные механизмы, разные аудиторские процедуры и доказательства.

Мы предложили перейти на обсуждение каждого конкретного банка, если у регулятора останутся вопросы. Но до обсуждения конкретных ситуаций по конкретным банкам мы не дошли, потому что представители регулятора ограничились обсуждением вопросов общего характера.

 

- И последний вопрос. Когда глобальный финансовый кризис в 2008 году находился в самом разгаре, было очень много, прямо скажем, жесткой критики не только международных рейтинговых агентств, но и аудиторских компаний. В результате рейтинговые агентства были вынуждены внести некоторые изменения в методологию формирования рейтинговой оценки. А что изменилось у аудиторов?

 

- Если говорить о 2008 годе, то тогда, действительно, было много критики, в том числе и в адрес аудиторов. Но ведь кризис не был кризисом аудиторов, а был системным. А на системный кризис должны быть системные ответы. И аудиторы выступают одним из механизмов, который играет значимую роль в формировании системных ответов.

Поэтому если говорить о том, как мы, аудиторские компании, среагировали на кризис, в частности в Казахстане, то в рамках изменений в законодательстве в 2008 году было внедрено понятие «внешний контроль качества». Это означало, что аудиторы стали подвергаться внешнему контролю качества со стороны своих профессиональных аудиторских организаций.

Если говорить о сегодняшнем дне, то, помимо внешнего контроля качества, планируется ввести так называемый регуляторный надзор за компаниями публичного интереса.

В принципе, это естественно, когда при различных вызовах внутренние механизмы той или иной страны совершенствуются и внедряются новые, способствующие повышению доверия к аудиторской профессии, аудиторским отчетам.

 

- Спасибо за интервью!


adimage