Асылбек Карибаев: Выгодные перспективы партнерства МСБ и «КазМунайГаза»

Алматы. 28 декабря. КазТАГ - Генеральный директор ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» Асылбек Карибаев рассказал, чем живет сегодня сеть АЗС «КазМунайГаз» (КМГ) и какие проекты и бизнес-модели сотрудничества в розничном сегменте внедряет компания.

 

- Уже полгода, как Вы возглавляете ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері», каково это – руководить крупнейшей розничной сетью АЗС в Казахстане?

 

- Это в первую очередь для меня новое направление деятельности. И как любое новое направление очень интересное. Предыдущий опыт, конечно, мне в этом помогает.

В то же время для меня новое назначение - это не только показатель доверия, но и предстоящая серьезная и ответственная деятельность, в первую очередь перед потребителями нашей большой сети АЗС, ответственность за бесперебойное снабжение сети нефтепродуктами. Ведь от того, как мы будем работать с нашим конечным потребителем, будут судить в целом о бренде «КазМунайГаз».

 

- Какими активами управляет компания?

 

- На сегодняшний день розничная сеть АЗС «КазМунайГаз» является самой масштабной в Казахстане и включает в себя 321 автозаправочную станцию, 11 собственных нефтебаз, обширный парк бензовозов, а также объекты сопутствующего бизнеса. АЗС «КазМунайГаз» размещены не только в крупных городах, но и в самых отдаленных районы страны. 

Помимо этого мы начали новый проект франчайзинга, в соответствии с которым еще 4 АЗС добавились к нашей сети.

 

- В ноябре в вашей сети стартовала программа DODO. Расскажите, пожалуйста, что это за проект.

 

- ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» запущен проект DODO, что означает «Партнер владеет – Партнер управляет» по схеме франчайзинга, к сотрудничеству с узнаваемым и популярным брендом КМГ приглашаются как одиночные автозаправочные станции, так и небольшие частные сети АЗС. Основная цель – дать возможность владельцам АЗС работать под брендом «КазМунайГаз», а это широкие возможности для привлечения клиентов, увеличения объемов реализации топлива и товаров на АЗС, гарантированные поставки и надежное качество нефтепродуктов, которые можно реализовывать за наличный и безналичный расчет. То есть более эффективное управление своей собственной действующей заправкой.

Помимо преимуществ для малого бизнеса программа имеет положительные факторы для республики в целом, в том числе снижение теневого оборота, улучшение качества придорожного сервиса и нефтепродуктов, повышение сбора налогов.

 

- Каковы результаты работы компании в 2016 году?

 

- В 2016 году мы достигли роста объемов реализации на 8% в сравнении с аналогичным периодом 2015 года. Также компания сумела оптимизировать 6% расходов, по итогам программы трансформации (проект CODO) – 4%.

ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» ежегодно выступает оператором по поставке отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидированного дизельного топлива в период посевных и уборочных кампаний.

В итоге мы достигли положительного экономического результата несмотря на то, что при этом компания придерживалась социально ориентированной ценовой политики.

В 2016 году мы представили нашим потребителям новую программу «КазМунайГаз Клуб», по которой наши постоянные клиенты могут приобретать нефтепродукты со скидками. С учетом нашей политики ценообразования и дополнительных скидок данное предложение было очень благоприятно встречено клиентами. В программе уже более 80 тыс. постоянных участников. В рамках поддержки данной программы постоянно проводятся специальные акции и розыгрыши ценных призов. Недавно мы провели акцию с розыгрышем 3 внедорожников и 21 тыс. литров бензина. В розыгрыше приняло участие порядка 30 тыс. человек. 

Помимо скидок для держателей клубных карт на усмотрение компании предусмотрены бонусные системы скидок - на день рождения, праздники, локальные, подарочные, топливные и др.

Мы находимся в постоянном поиске эффективных способов привлечения и удержания клиентов. Мы увеличили число различных стимулирующих акций и мероприятий.

В марте 2016 года сеть АЗС «КазМунайГаз» совместно с Fortebank предоставили клиентам выгодное предложение. Держатели карточек ForteCard, расплачиваясь за топливо на АЗС «КазМунайГаз», получают повышенный CashBack (возврат средств на карточку) в размере 5% от оплаченной суммы.

Аналогичная акция стартовала с АО «Народный Банк Казахстана» по начислению бонусов в размере 3% при оплате карточками Mastercard HalykBank во всех АЗС «КазМунайГаз».

Так, благодаря программе «КазМунайГаз Клуб» и совместным акциям с партнерами, мы всегда предлагаем клиентам лучшую цену.

Хочу отметить активную работу компании со своими потребителями. Ежегодно компанией организуются круглые столы, на которых происходит обмен мнениями, обсуждение вопросов производства и качества топлива. Так, в июле текущего года мы провели выездное семинар-совещание на тему «Контроль и сохранность качества нефтепродуктов на объектах «КазМунайГаз», где продемонстрировали представителям автодилерских сетей, госорганов и журналистам процесс осуществления контроля и сохранности качества нефтепродуктов на своих объектах.

Также в этом году мы оказывали содействие в проведении таких мероприятий, как ралли-марафон «Шелковый путь-2016», автопробег «Слава Победителям!», тест-драйв автомобилей и др.

Не остается без внимания и поддержка различных организаций социальной сферы, сферы детского дошкольного воспитания, спорта. Так, в преддверии 25-летия независимости РК была проведена благотворительная акция «25 добрых дел» по социальной поддержке нуждающихся слоев населения. Хочу отметить, что помощь оказывается за счет добровольных пожертвований сотрудников ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері».

Если говорить о качестве топлива и об уровне сервиса, приведу только один факт. Казахстанские потребители вот уже на протяжении шести последних лет отдают свои голоса за сеть АЗС «КазМунайГаз» в национальном проекте «Выбор года №1 в Казахстане». Мы благодарны своим потребителям за оказанное доверие. И со своей стороны обещаем предоставлять самый лучший сервис и качественный продукт.

 

- В прошлом году в вашей сети стартовала программа CODO. Расскажите, пожалуйста, как продвигается проект? Сколько АЗС сегодня уже передано партнерам? Довольны ли Вы результатами работы этой программы?

 

- Программу CODO, что означает «Компания владеет – дилер управляет», мы запустили в июле 2015 года. Это был первый масштабный проект в Казахстане, когда крупный бизнес передает в аутсорсинг один из основных бизнес-процессов – реализацию нефтепродуктов населению. У программы много задач. Она направлена на поддержку малого бизнеса в регионах республики и способствует созданию эффективного частного сектора экономики, развитию государственно-частного партнерства.

В рамках проекта мы передали в частное управление, как и планировали, около половины АЗС сети КМГ. На сегодняшний день в разных регионах страны 110 предпринимателей успешно управляют 150 АЗС «КазМунайГаз».

Положительный эффект от проекта виден уже сейчас: увеличение объемов реализации топлива, положительный экономический эффект в виде сокращения расходов, улучшения качества обслуживания.

Это совместная заслуга партнеров и нашей компании, которая прилагает большие усилия, чтобы наше сотрудничество было продуктивным. Обе стороны - национальная компания и бизнес - заинтересованы в дальнейшем увеличении объемов продаж нефтепродуктов. Мы ждем добросовестного отношения к переданному в управление имуществу, уважения к бренду «КазМунайГаз», сохранности качества нефтепродуктов, надлежащему качеству обслуживания, соблюдению корпоративных стандартов.

Конечно, возникали и определенные трудности, связанные с недобросовестным исполнением обязательств партнерами. По всем случаям мы старались объективно подойти, но, к сожалению, 8 партнеров с нами уже не работают. На их место привлекли как действующих партнеров, так и новых по итогам тендера.

 

- Как обеспечивается контроль качества нефтепродуктов на ваших объектах?

 

- Предоставление потребителям качественных товаров и услуг является стратегическим направлением деятельности ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері». Уникальные технические возможности демонстрирует постоянный сквозной контроль качества на всех этапах движения топлива, начиная от его приемки на нефтебазе до хранения и отпуска на АЗС.

Для обеспечения контроля и сохранности качества топлива на объектах хранения и реализации в компании действуют три испытательные лаборатории в городах Астана, Алматы и Атырау, аккредитованные в государственной системе аккредитации Республики Казахстан на соответствие требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. Они оснащены единой системой технического контроля, которая позволяет отслеживать все качественные параметры нефтепродуктов на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза и нормативной документации на продукцию, и могут оказывать услуги по проведению испытаний нефтепродуктов сторонним организациям.

В процесс контроля качества нефтепродуктов вовлечены не только работники лабораторий, но и работники производственных филиалов.

Вышеуказанная система сквозного контроля качества нефтепродуктов, а также проводимая производственными подразделениями работа по соблюдению технологии приема, хранения, транспортировки и отпуска нефтепродуктов, позволяет обеспечивать сохранность качества топлива заводских параметров для конечного потребителя.

 

- Какова стратегия компании в вопросе расширения своего присутствия в Казахстане? Каковы планы развития компании на ближайшие годы?

 

- В стратегических планах компании в ближайшей перспективе планируется расширение своего присутствия путем государственно-частного партнерства по схеме франчайзинга. На франчайзинг как основной инструмент развития у компании большие надежды, в следующем году планируется за счет него расширить сеть КМГ на 25 автозаправочных станций.

На сегодняшний день в рамках данной программы были запущены под брендом «КазМунайГаз» 3 автозаправочные станции в Костанае и одна в Приозерске. Также в ближайшее время планируется расширение франчайзинговой сети в Южно-Казахстанской области. Это были два региона с нашим слабым присутствием и являлись целевыми для нашего развития.

В целом компания идет по пути динамичного развития и инноваций, в частности мы нацелены на использование более современных систем оплаты на АЗС. Рынок реализации нефтепродуктов давно созрел для современных онлайн-технологий. Старая система уже не удовлетворяет современным потребностям как клиентов, так и владельцев АЗС.

Переход на новые электронные способы оплаты открывает большое поле возможностей для развития новых уникальных услуг для клиентов: выгодная система скидок на топливо, значительная экономия средств, участие в специальных акциях и розыгрышах.

Так, на сегодняшний день одним из самых популярных и эффективных электронных способов оплаты топлива являются топливные карты, которые вытесняют бумажные талоны, являясь более совершенным средством безналичного расчета. Очевидными недостатками бумажного талона являются возможность его нецелевого использования, отсутствие контроля расходов и усложнение бухгалтерской отчетности.

Таким образом, с января 2017 года мы отказываемся от использования бумажных талонов.

Сеть АЗС «КазМунайГаз» давно успешно использует систему обслуживания клиентов на АЗС по топливным картам. Доля объемов продаж по топливным картам в компании неизменно растет.

Хранение нефтепродуктов на картах осуществляется как в денежном эквиваленте, так и в топливных кошельках. Существенное преимущество карты - возможность ее использования по всей территории РК.

Кроме того, мы планируем запустить новый формат магазинов, выстроенных в соответствии с передовыми западными стандартами, с приглашением специалистов в этой области. В этом году мы планируем в рамках пилотного проекта запустить 20 таких магазинов на топовых АЗС. В дальнейшем данный проект планируется внедрить в рамках всей сети.  


adimage