Астана. 29 августа. КазТАГ - Анастасия Прилепская. В этом году казахстанские учебные заведения технического и профессионального образования (ТиПО) начинают работать в новом формате, - как государственные предприятия. О том, что изменится при такой организационно-правовой структуре, кто и на какой базе будет готовить «технарей», рассказал директор департамента технического и профессионального образования (ТиПО) министерства образования и науки РК Кадырбек Борибеков.
- Кадырбек Козыбаевич, не первый год на разных уровнях звучит вопрос о нехватке преподавателей именно для учебных заведений ТиПО. Не секрет, что педагогические кадры для профтехучилищ и колледжей, были утрачены, а новые специалисты шли в преподаватели с неохотой. Сейчас ситуация изменилась?
- И в советское время, и сегодня в сфере ТиПО специальные предметы преподают инженеры, технологи, в первую очередь, специалисты в своей отрасли. Да, в последнее время к началу каждого учебного года складывается дефицит преподавательских кадров - 1000-1200 человек именно по специальным предметам. Причина в том, что эти специалисты в любое время могут уйти на производство, где зарплата выше, чем в сфере ТиПО. Явно выражена такая проблема закрепления инженерно-педагогических кадров: чтобы удержать хорошего специалиста, ему нужно хорошо платить…
- А колледжи не могут этого себе позволить?
- В любом случае в сфере образования зарплата ниже, чем в промышленной отрасли. Но все учебные заведения ТИПО, начиная с этого года, реорганизуются в государственные предприятия. А они смогут за счет своих средств устанавливать доплату и заинтересовывать специалистов. Уже за счет оказания дополнительных образовательных услуг и выполнения производственной деятельности, связанной с подготовкой кадров.
В этом отношении у госпредприятий будет больше свободы, чем у госучреждений (ранее существовавшая организационно-правовая форма учебных заведений ТиПО – КазТАГ), которые жили только на основе госзаказа, государственных средств.
- Приходится ли привлекать иностранцев, чтобы покрыть дефицит преподавательских кадров?
- Да, приходится, но в основном это преподаватели английского языка. Дело в том, что нынче распространен трансферт технологий, и в Казахстане на производстве используется иностранное оборудование. Поэтому мы начали привлекать за счет республиканского бюджета ежегодно по 60 преподавателей, которые учили студентов колледжей английскому и немецкому языку. Ведь сейчас многие команды при работе с новыми технологиями на английском или немецком языках, инструкции к новому оборудованию также составлены на иностранном языке. Кроме того, есть профессиональный язык жестов, используемых на предприятиях, и его надо знать.
- А преподавателей по специальным техническим дисциплинам из-за рубежа приглашали?
- Массового приглашения пока не было, только единичные случаи в рамках отдельных проектов, проводимых в Казахстане компаниями из стран Европейского союза. В этом случае сами компании спонсировали приезд преподавателей по нужным им специальностям.
Но, начиная с этого года, в связи с переходом к полиязычной подготовке, мы уже начинаем приглашать преподавателей по специальным дисциплинам. В республике пока всего в 6 учебных заведениях ТиПО подготовка по основной специальности велась на иностранном языке. С нового учебного года таких учебных заведений у нас по стране будет более 20. На их базе мы апробируем методику преподавания на английском, а затем практика будет распространена по всей стране.
Сегодняшние выпускники школ приходят в профессиональные колледжи уже со знанием языка, с ними работать легче. Проблемой остаются преподаватели, которые не знают английского. Конечно, для них организованы курсы повышения квалификации, включающие и изучение языка…
- Решается ли вопрос укрепления материально-технической базы профучилищ и колледжей? Не раз приходилось слышать о плачевном состоянии лабораторий и мастерских, о ржавых станках, оставшихся с советских времен…
- Не знаю, кто рассказывал вам про ржавые станки. В 1999 году, может быть, еще стояло в колледжах старое оборудование… Кстати, например, в Норвегии, где высокие технологии используются в металлообрабатывающей промышленности, на производстве до сих пор применяются советские станки со знаком качества СССР 1970-1980 годов выпуска. Эти станки прекрасно работают, дополненные цифровыми программами. Думаю, того, что станки старые, и нам бояться не надо.
На самом деле, в стране постепенно решается проблема материально-технического обеспечения колледжей. Напомню, в начале 90-х годов и почти до 2005 года средства на укрепление материально-технической базы учреждений ТиПО целенаправленно не выделялись. Колледжи сами зарабатывали деньги или через отдельные предприятия ставили себе оборудование. По анализу на 2010 год у нас обновленное оборудование стояло только в 6% учебных заведений ТиПО.
Но, начиная с 2010 года, ежегодно выделялось по 60 млн тенге из республиканского бюджета, как дополнение к финансированию из местных бюджетов в учреждения ТиПО. В прошлом году из республиканского бюджета выделено уже 2,454 млрд тенге, за счет этих средств 101 учебное заведение получило новое оборудование. До 2015 года по государственной программе развития профессионального образования предусмотрено обновить 70% учебных заведений ТиПО и оснастить самым современным оборудованием.
- Согласны ли Вы с тем, что производственная практика остается одной из актуальных проблем в техническом и профессиональном образовании? Ведь ее необходимо проводить на заводах, а в стране множество предприятий перестало существовать. Что сейчас делается для исправления ситуации?
- Подготовка рабочих кадров, инженеров, технологов, без производственной практики вообще невозможна! И какое-то время назад было очень тяжело обеспечить такую практику. Только после принятия государственной программы развития ТиПО на 2008-2012 годы на уровне центральных исполнительных органов и крупных национальных и иностранных компаний подписано 29 меморандумов. Сейчас по ним обеспечивается производственная практика, поскольку крупные компании имеют свои подразделения по всем регионам.
Напомню, что национальный пакт о подготовке кадров подписан между министерством труда и социальной защиты населения, министерством образования и науки и национальной экономической платой «Атамекен» еще в 2007 году. Вот с этих документов началось содействия работодателей организации производственной практики.
- Можно ли сказать, что проблема решена?
- Еще остается дефицит (рабочих мест для практики – КазТАГ) по отдельным специальностям. Как правило, этот вопрос решается договором между учебным заведением и конкретным предприятием. Таких договоров в 2009 году по республике было около 3,5 тыс., а сегодня - 17,5 тыс. В их рамках предоставляется ежегодно порядка 135 тыс. рабочих мест для практики.
- Однако не во всех отраслях казахстанской промышленности можно найти заводы, где бы студенты могли практиковаться. Например, автомобилестроение в стране только в зачаточной стадии…
- Когда мы говорим об автомобилестроении, не обязательно практиковаться на заводах. Кто будет работать на заводе, где идет сборка автомашин? Тот же самый ремонтник, моторист, кузовщик, автоэлектрик. А они могут проходить практику на станции техобслуживания. Также базовыми предприятиями по подготовке специалистов по ремонту, обслуживанию и эксплуатации транспорта могут быть компании, которые продают машины других стран. На базе их сервис-центров наши студенты тоже проходят практику.
- Сколько сейчас в Казахстане учебных заведений ТиПО и планируется ли открытие новых, с каким-либо специальным профилем?
- В этом году начинается проектирование колледжей в Астане и Алматы, а в последующие годы – в Шымкенте и Актобе. Южный Казахстан – регион, ориентированный на переработку сельскохозяйственной продукции, поэтому колледж в Шымкенте будет ориентирован на аграрные специальности, а Актобе - на нефтегазовую сферу.
По госпрограмме развития образования до 2020 года у нас планируется строительство в ряде регионов учебных заведений ТиПО, чтобы обеспечить доступность получения профессии. Кроме того, есть поручение главы государства о создании колледжей мирового уровня, - совершенно новых учебных заведений такого же уровня, как в высшем образовании Назарбаев Университет. Таких колледжей будет создано 4 до 2014 года.
По данным на 1 января, в Казахстане было 896 учебных заведений технического и профессионального образования, из них 511 – государственные, остальные – частные.
- Спасибо за интервью.