Экспертное мнение: Сядьте в инвалидную коляску и один день поездите по Алматы

Дата: 15:35, 10-10-2019.

Алматы. 10 октября. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Чтобы понять, насколько Алматы комфортен, сядьте в инвалидную коляску и один день поездите по Алматы, советует эксперт международной брокерской группы Tickmill Арман Бейсембаев.

«На самом деле, никакого противоречия между критериями (акима Алматы Бахытжана – КазТАГ) Сагинтаева и (консалтинговой компании, составляющей рейтинг городов мира по качеству жизни – КазТАГ) Mercer нет. Все то, о чем говорит аким города, включено и в критерии Mercer при составлении рейтинга. Другой вопрос в том, что из 230 городов Алматы находится на 177 месте и за последние 10 лет позиция города улучшилась незначительно. К примеру, в этом рейтинге за 2010 год Алматы находился на 179 месте и с тех пор улучшение позиции составило лишь две ступени, то есть мы по-прежнему находимся ближе к концу рейтинга рядом с такими городами как Алжир и Каир, которые, на минуточку, иногда сотрясают различные социальные и политические катаклизмы, вроде «Арабской весны». Чтобы войти в топ-100 мегаполисов мира по качеству жизни, существует один простой способ для оценки: сесть в инвалидную коляску и попробовать поездить в ней хотя бы один день по городу. Если вы не испытали никакого дискомфорта или затруднения при этом, то город можно считать комфортным для жизни», - прокомментировал Бейсембаев для КазТАГ заявление Сагинтаева о том, что акимат города ставит себе долгосрочную амбициозную задачу – стать глобальным городом и войти в топ-100 мегаполисов по качеству жизни и экономическим возможностям.

На вопрос, может ли критерий роста населения свидетельствовать о росте качества жизни в городе, эксперт ответил отрицательно.

«Нет, конечно. Только по показателю роста численности населения города нельзя оценивать качество жизни его жителей. Достаточно вспомнить города третьего и второго мира с сопоставимыми с Алматы параметрами, где подчас царит хаос, антисанитария и беспорядок», - отметил собеседник агентства.

Если с одной стороны, продолжил спикер, сильная миграция в один город говорит об урбанизации населения (что, в общем, нормальный общемировой тренд) и о том, что данный город является центром притяжения, то с другой стороны, это показатель того, что с остальными регионами дела обстоят намного хуже и люди переселяются туда, где есть хоть какая-то надежда на светлые перспективы и заработки.

«Однако, если город не сможет ответить на эти ожидания и окажется не готов к подобной социальной нагрузке, то его ждет инфраструктурный коллапс. Значит, власти города должны быть готовы к тому, чтобы адекватно развивать эту инфраструктуру в соответствии с нуждами населения – это и будет показателем качества жизни, когда внутри города из точки А в точку Б любой житель агломерации сможет добраться без особых затруднений», - пояснил Бейсембаев.

На сегодняшний день, дополнил эксперт, Алматы с пригородами составляет порядка 3 млн человек, подавляющее большинство которых живет в пригороде, а работает непосредственно в самом городе.

«Это ежедневная миграция порядка 1,5 млн человек в город и обратно утром и вечером. Уже сейчас со всей очевидностью понятно, что инфраструктура с такой нагрузкой не справляется. Это и переполненные автобусы, и километровые пробки, и большие очереди на социально-значимые услуги: очереди и давка ЦОНах (центрах обслуживания населения – КазТАГ), очереди в больницах, госучреждениях», - перечислил собеседник агентства.

Опять же, уточнил спикер, можно привести в качестве примера третьи страны с большим населением, где в городах сосредоточена его большая часть.

«Места такого скопления людей, как результат, выражается большой экономической активностью, однако это далеко не всегда приводит к улучшению среды обитания человека. Как правило, при неспособности переварить такое количество людей, город быстро теряет свою внешнюю привлекательность, ухудшается экология, быстро изнашивается существующая инфраструктура, падает качество жизни, растет преступность и социальная напряженность из-за того, подчас большинству приезжающих просто негде жить», - констатирует Бейсембаев.

На вопрос, прав ли Сагинтаев, когда утверждает, что по мере обогащения алматинцев начнут расти объемы инвестирования в экономику города, эксперт ответил, что «Алматы и без того считается самым богатым городом Казахстана с одними из самых высоких заработных плат».

«Этот регион – абсолютный донор для всей экономики страны. Самая большая доля частного сектора в республике именно здесь, поэтому мне непонятны надежды акима», - полагает собеседник агентства.

Проблема лежит не в экономической, подметил спикер, а в политической плоскости.

«Для того, чтобы появилась возможность инвестировать, должен быть решен вопрос не только КУДА инвестировать, а КАК инвестировать. А для этого должна быть политическая воля для развития институтов, неприкосновенности частной собственности и равенства всех перед законом. Эти вопросы остро стоят сегодня и до сих пор никак не решены», - акцентирует Бейсембаев.

К тому же, конкретизирует эксперт, надо понимать, что Казахстан – это сырьевая экспортная страна, а Алматы по сути своей живет тем, что распределяет доходы от сырьевой ренты.

«Без нее город ждет не только инфраструктурный, но и социальный коллапс», - полагает собеседник агентства.

У нас, подчеркнул спикер, практически нет технологических ниш для инвестирования, которые бы так или иначе не были бы связаны с сырьевой рентой или никак не зависели бы от них.

«Любое падение цен на углеводороды по цепочке приводит к проблемам во всех остальных сферах – от банков до розничной торговли, а высокая импортная составляющая в выпускаемой продукции делает ее нерентабельной из-за последующего падения курса тенге и усугубления сопутствующих проблем», - заключил Бейсембаев.

Напомним, 7 октября аким Алматы Бахытжан Сагинтаев заявил, что акимат города ставит себе долгосрочную амбициозную задачу – стать глобальным городом и войти в топ-100 мегаполисов по качеству жизни и экономическим возможностям.

«Мы ставим себе долгосрочную амбициозную задачу – стать глобальным городом и войти в топ-100 мегаполисов по качеству жизни и экономическим возможностям. Население большого Алматы с пригородами уже сегодня составляет около 3 млн человек, а к 2030 году может достичь 5 млн», - сказал Сагинтаев на алматинском форуме финансов.

Источник фото: из открытых источников

Поделиться новостью: