Исполнительный директор фонда первого президента РК Бектас МУХАМЕДЖАНОВ: НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА НИЧТО НЕ УГРОЖАЕТ

Алматы. 6 декабря. КазТАГ – Мадина Алимханова. В этом году Казахстан отмечает 20-летие независимости. По мнению исполнительного директора фонда первого президента Республики Казахстан Бектаса Мухамеджанова, интеграционные процессы суверенитету страны не угрожают, однако существуют другие угрозы.

 

- Бектас Гафурович, как Вы можете охарактеризовать сегодняшнее положение Казахстана?

 

- Самой лучшей характеристикой международного положения Казахстана являются те позиции, которые Казахстан занимает в мировом сообществе. Прежде всего, он достойный член Организации Объединенных наций, входит во многие комитеты, которые созданы как рабочие органы этой самой авторитетной международной организации. Кроме того, председательство в Организации исламского сотрудничества, было председательство в ОБСЕ, в Шанхайской организации сотрудничества, активная роль Казахстана в интеграционных процессах. И то, что сейчас Евразийский союз стал не просто высказанной идеей, а реализуется на практике - это самый лучший показатель того, что прошел Казахстан за 20 лет.

 

- Сейчас нередко высказываются опасения, в частности, о том, что Таможенный союз, ЕврАзЭС и Единое экономическое пространство могут привести к утрате независимости Казахстана. Насколько они обоснованы?

 

- Я думаю, что люди, когда об этом говорят, недостаточно вникают в суть интеграционных объединений, которые создаются, и практически не учитывают тот международный опыт, который есть на сегодняшний день. Без интеграции одно государство в современном мире не выживет, не сможет противостоять тем большим рискам, связанным в первую очередь с финансово-экономическим кризисом, который охватывает все больше и больше стран. Интеграция – это неизбежный процесс, и она никогда с собой не несет потерю суверенитета. Если брать такие продвинутые по уровню интеграционных решений объединения как зона евро или европейский союз это, разве можно сказать, что Германия, Франция или Италия потеряли свой суверенитет? Шанхайская организация сотрудничества, наоборот, обеспечила и укрепила суверенитет тех стран, которые входят в эту организацию. На сегодняшний день эта организация имеет такой мощный «зонтик» от вмешательства во внутренние процессы.

 

- Как Вы считаете, Китай может вмешиваться в какие-либо процессы в Казахстане, например, экономические?

 

- По большому счету политика Китая направлена на экономическую экспансию. Китай очень заинтересован в надежном обеспечении своей экономики сырьевыми ресурсами и в продвижении своих товаров за рубеж. При этом он очень активно использует политику государственного протекционизма. Большое государство неизбежно будет стремиться расширять свою сферу влияния. И в этой связи Казахстан выбрал абсолютно адекватную меру защиты – создание Таможенного союза с Россией и Беларусью. Следующий этап – создание Единого экономического пространства, экономического союза. Потому что противостоять такому мощному соседу, который очень динамично развивается, конечно, очень сложно.

 

- Первая волна мирового кризиса затронула Казахстан меньше, чем многие другие страны. Сейчас говорят о второй волне. Поможет ли интеграция противостоять ей еще более успешно?

 

- Нельзя сказать, что Казахстан вообще никаких потерь не понес во время кризиса 2008-2009 годов. За это время из национального стабилизационного фонда было потрачено более 10 млрд долларов, которые пошли на поддержку отечественных банков, промышленности, стимулирование экономики, которые действительно позволили нам избежать глубокой рецессии. За это время мы сумели не только восстановить, но и увеличить размеры национального стабилизационного фонда, поэтому, даже по самым пессимистическим оценкам, если кризис будет углубляться, запасов, которые создал Казахстан, хватит на 2-3 года. Я думаю, что тот опыт, который был накоплен Казахстаном, позволит и дальше противостоять новым угрозам.

 

- С какими еще сложностями, кроме кризиса 2008-2009 годов столкнулся Казахстан за годы независимости? С какими из них удалось справиться, а с какими пока нет?

 

- По мнению многих экспертов, Казахстан очень успешно провел реформы в области экономики. Если вспомнить начало 90-х годов, когда была гиперинфляция, когда Казахстан был буквально вытолкнут из рублевой зоны, именно тот кредит доверия, который население Казахстана дало нашему первому президенту, позволил нам успешно преодолеть эти преграды. Очень важное достижение – это четкое определение и юридическое закрепление государственных границ со всеми нашими соседями. Большие достижения в области социальной защищенности и социальных гарантий нашим людям.

 

- За все эти годы Казахстан практически не сталкивался с межнациональными, межрелигиозными  конфликтами и проблемой терроризма. Удастся ли сохранить такое положение дел в последующем, с учетом произошедших в этом году взрывов в нескольких городах Казахстана?

 

- Я думаю, что эти процессы – это влияние извне. Есть люди, которые заинтересованы в определенной дестабилизации ситуации в стране, есть страны, которые хотели бы через такой процесс обеспечить и усилить свое влияние на внутренние процессы, происходящие в Казахстане. На сегодня мы видим, что самый используемый инструмент – это религиозный фактор и в основном те процессы, которые происходят у нас, сопряжены с религиозными вопросами. Многие говорят, что Казахстан недоглядел, упустил эти процессы. В определенной степени профилактика со стороны наших спецслужб немного ослабла, и мы не смогли вовремя предотвратить эти вопросы. А в целом, политика, которая проводится в Казахстане в области языковой политики, в области межнациональных отношений, была надежной основой, которая позволяла нам на протяжении 20 лет сохранять это спокойствие.

 

- Может ли как-то измениться политика с переходом парламента на многопартийную систему, ведь у каждой партии свой взгляд на то, какие проблемы наиболее важные и как их надо решать?

 

- Самая главная функция парламента – это дать возможность различным социальным слоям иметь своих представителей и через них озвучивать свои идеи, свои представления. Вопросы должны подниматься в парламенте, а не на площадях. В этом плане я с оптимизмом смотрю на то, что у нас парламент будет многопартийным и там будет действительно представлена возможность разным слоям общества высказывать через своих представителей свои чаяния, свои проблемы и пытаться их решать. Парламент должен быть тем местом, где должны выноситься проблемы и самое главное, находиться те решения, которые бы устраивали все общество, а не отдельные группы людей.

 

- С какими проблемами может столкнуться Казахстан в ближайшие 5-10 лет, и какие за этот срок могут быть самые большие достижения?

 

- Самый большой вопрос, который всех волнует – это вопрос преемственности власти. В любом государстве процесс передачи власти безболезненно не проходит. Острым вопросом станет выстраивание системы постепенной передачи власти, чтобы при этом государственные и общественные институты проявили зрелость и обеспечили плавный переход. Я думаю, что повлиять на этот процесс захотят и внешние игроки. А достижения, которые Казахстан может за это время получить, это те программы, которые сейчас реализуются – чистая вода, дороги, повышение уровня здравоохранения, все, что связано с качеством жизни, создание комфортных условий для казахстанцев. Для этого многое делается, но необходимо те огромные государственные ресурсы, которые используются для достижения этих целей, более эффективно контролировать, подключить общество, чтобы каждый тенге, вложенный в социальную сферу, дал эффективную отдачу.

 

- Через 10 лет мы перейдем от сырьевой экономики к конкурентоспособному производству?

 

- Нет, конечно. Те темпы роста добычи нефти, которые запланированы, не позволят обрабатывающей промышленности быть достойным спарринг-партнером. Все равно у нас сырьевой сектор будет преобладать, но я думаю, что не менее 30-35% нашего экспорта должно быть за обрабатывающей промышленностью. И тут у нас огромные возможности в области пищевой промышленности. Проблема продовольствия будет из года в год усиливаться, и Казахстан может стать мощной продовольственной базой для наших соседей. Сырьевая направленность, конечно, останется, но при этом индустриально-инновационное развитие Казахстана, которое направлено на подъем промышленности, и особенно на сельское хозяйство, на пищевую промышленность, позволит Казахстану диверсифицировать свою экономику в более приемлемых масштабах.

 

- Сможет ли Казахстан стать таким же влиятельным государством, как Россия, США, Китай?

 

- Здесь, конечно, очень много факторов, которые определяют уровень влияния государства – численность населения, развитый научный потенциал, прежде всего, военно-промышленный потенциал. Не секрет, что на сегодняшний день позиция страны определяется с позиции силы. Америка и Северо-Атлантический блок демонстрируют, что у кого сила, тот и больше прав имеет. В этом отношении Казахстан, конечно, имеет определенные минусы. У нас очень ограниченное население, у нас практически не развит военно-промышленный комплекс, поэтому мы должны видеть Казахстан в составе такой организации как ОДКБ, в составе Евразийского союза. Вот через эти организации Казахстан может стать влиятельным игроком. На сегодняшний день Казахстан играет роль мостика, который может сблизить Европу и Россию. А с другой стороны, Казахстан довольно успешно проводит политику проводника идей сближения различных религий, инициативу ядерного разоружения и это помогает Казахстану действительно становиться влиятельным игроком, не опираясь на военный потенциал.

 

- Спасибо за интервью!


adimage