Алматы. 31 октября. КазТАГ - Владимир Радионов. «Реанимация» совместного российско-казахстанского проекта - ракетного комплекса «Байтерек», о которой стало известно в ходе прошедшего недавно VII совещания представителей стран-участниц СНГ по вопросам сотрудничества в космической сфере, приблизила Казахстан к статусу полноправной космической державы, способной запускать собственные летательные аппараты на орбиту.
О состоянии отечественной космической отрасли на современном этапе наш разговор с советником председателя Аэрокосмического комитета министерства оборонной и аэрокосмической промышленности РК Мейрбеком Молдабековым.
- Мейрбек Молдабекович, когда же реально стартует «Байтерек»?
- Не раньше, чем лет через пять. История создания совместно с российскими коллегами космического ракетного комплекса «Байтерек» на космодроме «Байконур» берет свое начало в 2005 году, но, к сожалению, дальше проектных работ мы продвинуться не смогли.
- Не напомните нашим читателям, как запускался проект и почему в свое время был свернут?
- Основным назначением этого комплекса являлась замена ракетного космического комплекса «Протон», который использует высокотоксичные компоненты ракетного топлива, на «Байтерек», где подобное топливо использоваться не будет. Вторая задача - обновление оборудования на Байконуре. Все комплексы на космодроме максимум через 10 лет перешагнут рубеж морального и физического износа, и обновление нужно, чтобы он обрел второе дыхание.
Но Россия приняла решение строить новый космодром и использовать ту ракету, что планировали для нашего комплекса, на своей территории. В этой связи было принято решение проектировать «Байтерек» на базе имеющейся ракеты «Зенит» совместного российско-украинского производства. Но, к сожалению, испортились отношения между РФ и Украиной, и такой вариант тоже оказался невозможным.
Сейчас мы работаем над тем, чтобы завершить реализацию проекта на базе совсем новой российской ракеты, которая получила название «Сункар». Но все работы начинаются с нуля, потому что ракета - другая, те результаты, которые были достигнуты ранее, приходится отложить за ненадобностью. Новое проектирование и потребует как минимум лет пяти - и доработка самой ракеты, и подготовка на Байконуре объектов для ее пуска.
- Проект дорогой? И в каких долях предполагается финансирование?
- Изначально речь шла о паритетном финансировании: стороны вкладывают средства на равных, чтобы быть одинаково заинтересованными в экономических результатах. По результатам эскизного проектирования сумма будет уточнена, но сейчас речь идет об $1 млрд.
- Вообще космическая отрасль - дорогое «удовольствие»?
- Первая программа на 2005-2007 годы и вторая на 2008-2014 годы были профинансированы в достаточном объеме. В общем, начиная с 2008 года, на космическую отрасль было выделено порядка 200 млрд тенге. Благодаря этому мы сумели пройти путь, который остальные страны проходили десятками лет. К сожалению, с прошлого года экономический кризис стал сказываться на отрасли негативным образом, и тех средств, что бюджет выделяет сейчас, недостаточно, и темпы развития инфраструктуры замедлились. Но думаю, что подобная картина - общая для всех стран.
- Может быть, такому результату способствовало, что Казахстан, начиная с 1957 года, когда был запущен первый искусственный спутник Земли, уже выступал в роли космического государства?
- Не совсем верно будет утверждать, что Казахстан еще до распада Советского Союза был космической державой, другое дело, что Казахстан был колыбелью практического освоения космоса. Но это не означает, что Казахстан не занимался исследованием космоса. В Казахстане на тот момент проводились научные исследования космического пространства. Это астрофизический институт, 70-летие которого мы отметили, институт ионосферы, действующий более 40 лет, институт космических исследований, который начал действовать с первых дней независимости РК.
Тогда же началось реальное расширение деятельности в космосе. Если раньше мы занимались только наукой, то с 2005 года начали заниматься вопросами использования космического пространства - была принята первая программа развития космической деятельности РК на 2005-2007 годы, выполнены проектные работы по производству космической техники, запущен первый спутник cвязи KazSat-1.
Реальная работа по созданию полноценной космической отрасли началась после указа президента РК 2007 года «О создании национального космического агентства». С 2007 года по 2014-й была создана космическая система связи в составе спутников KazSat-2 и KazSat-3 и двух наземных комплексов. Первый - это аккольский комплекс в 100 км от Астаны, резервный - близ Алматы в Талгарском районе. Наземные комплексы позволяют управлять и космическими аппаратами, и передачей данных телевидения через спутники.
Вторая система, которая была создана, - космическая система дистанционного зондирования земли. Опять же в составе двух летательных аппаратов, один из которых - аппарат высокого разрешения с точностью зондирования до 1 м (входит в пятерку самых точных аппаратов в мире) Kaziosat-1 и среднего разрешения - Kaziosat-2. В эту систему также входят наземный комплекс управления этими аппаратами и комплекс для приема, обработки и распространения снимков из космоса.
Также функционирует система высокоточной спутниковой навигации РК. Это наземная инфраструктура, которая позволяет с помощью сигналов глобальной спутниковой системы ГЛОНАСС и американской GPS решать задачи высокоточного позиционирования - для картографии, землепользования, строительства, ну и для оборонных целей, конечно.
С созданием этих систем параллельно развивались и новые технологии. Первые две системы - связи и зондирования - нам пришлось покупать за рубежом. Что касается спутниковой навигации, технология разработана нашими учеными.
Сейчас создано специальное конструкторско-технологическое бюро с опытным производством, через год будет запущен сборочно-испытательный комплекс космических аппаратов. Что это нам дает? Наукой мы обладали еще со времен СССР, проектные работы научились делать в ходе передачи технологий, сейчас же создали собственную проектную организацию и готовим к пуску завод по производству. То есть теперь у нас в Казахстане созданы основы космической отрасли в виде связанной технологической цепочки научных исследований, проектной разработки и изготовления готовой продукции. Можно говорить, что создана современная инфраструктура по производству космической техники.
- А как обстоят дела с кадрами? Мы их сами готовим?
- Кадры - это самый главный ресурс, потому что отрасль - технологичная, требующая высокой квалификации. Этой задачей мы начали заниматься еще с 1994 года. Сначала готовили кадры в Украине и в России, затем начали отправлять молодых людей в дальнее зарубежье в рамках президентской программы «Болашак», третья волна - стажировка специалистов во Франции и Англии: наши инженеры работали наравне с местными непосредственно на заводах, приобретали уже практические навыки и опыт с передачей технологий. Сейчас же в 4-х университетах Казахстана - ЕНУ, КазНУ, КазНТУ и Алматинском энергетическом университете - мы готовим специалистов для отрасли сами.
- Перспективы у нас радужные?
- Одним из больших результатов в развитии космической деятельности стало принятие в 2012 году закона о космической деятельности. В течение 4-х лет его реализации пришли к мнению, что его необходимо совершенствовать. В частности, дополнить пунктами, касающимися применения продуктов и услуг космической деятельности. Создать систему, запустить спутник - это полдела, мы же запускаем их не для того, чтобы показать, какие мы умные, а чтобы использовать как современный инструмент решения задач экономики. В этой части законодательство, оказывается, у нас не все охватывало, и нам пришлось внести изменения, чтобы решить задачу максимально эффективного использования систем с экономической отдачей.
И сегодня система космической связи – это ежегодно 6 млрд тенге импортозамещения. Не будь своей системы, 6 млрд тенге уходило бы за услуги иностранных операторов космической связи на развитие зарубежных компаний. Это новые рабочие места, рост квалификации персонала, налоги у нас остаются опять же. В итоге мы не конкурентов развиваем, а себя. Что касается системы космического зондирования земли, она выдает продукции в год в размере 10 млрд тенге. Спутниковая навигация дает около 400 млн тенге.
- Ну и последний вопрос: стоит ли для нас остро необходимость запуска отечественных космонавтов? Ведь это очень дорогой проект, а Вы говорите, что в средствах вас ограничивают.
- Дело в том, что развитые в космическом плане державы запускают космонавтов, как правило, в трех целях. И одна из них - показать, что в этой стране есть образованные мужественные люди с высокой квалификацией, которые могут эксплуатировать сложную космическую технику в реальных условиях. Но она - больше имиджевая, и ее Казахстан для себя решил в полной мере: пять полетов наши космонавты совершили.
Еще две задачи, которые выполняются космонавтами, - проведение испытаний каких-то разработок и проведение научных экспериментов в реальных космических условиях. Но эти задачи, так скажем, рассчитаны на большую перспективу, реальный результат итоги этих экспериментов дадут лет через 20. Если говорить о Казахстане, разработка и производство техники, нуждающейся в испытании в космосе, только запущено будет в следующем году. Если исходить из экономических интересов, я думаю, надо подождать с запуском космонавтов, чтобы лет через пять выйти на задачи испытания космической техники собственного производства. Тогда полет нашего нового космонавта будет экономически оправданным.
- Спасибо за интервью!