Начальник управления контроля на автомобильном транспорте КТК минтранскома Болат СМАГУЛОВ: ЦЕНЫ НА ТЕХОСМОТР СТАБИЛИЗИРУЮТСЯ К КОНЦУ СЛЕДУЮЩЕГО ГОДА

Дата: 15:43, 05-09-2012.

Астана. 5 сентября. КазТАГ – Жанболат Мамышев. В этом году техосмотр проводится в частных центрах технического обслуживания. О там как идет прохождение техосмотра, и какие новшества предлагаются, агентству рассказал начальник управления контроля на автомобильном транспорте комитета транспортного контроля министерства транспорта и коммуникаций РК Болат Смагулов.

 

- Сколько автомобилей не прошло в текущем году техосмотр с первого раза, какое количество проходят ТО со второго, третьего и так далее раз?

 

- Начнем с того, что на сегодняшний день по Казахстану организована работа 250 центров технического обслуживания (ЦТО), на которых функционирует 529 линий технического контроля. С начала текущего года по состоянию на 5 сентября у нас прошло техосмотр порядка 970 тыс. транспортных средств. Из них с первого раза не смогли пройти порядка 90 тыс., то есть 10% от общего количества прошедших техосмотр.

При этом необходимо отметить, что по повторности в настоящее время у нас отчетность не формируется, так как во всех ЦТО внедрена единая информационная система «Техосмотр», которая в автоматическом режиме производит учет всех результатов техосмотра. В настоящее время всеми ЦТО в эту систему вносятся данные о прошедших техосмотр с начала года транспортных средствах. Эту работу мы планируем завершить до конца сентября. Когда все эти данные будут забиты в систему, мы будем располагать информацией, какая машина прошла ТО с первого, второго или третьего раза.

 

- Что происходит с теми, кто не прошел техосмотр с первого раза? Нужно ли оплачивать стоимость ТО повторно?

 

- Да, у нас есть утвержденные правила проведения техосмотра, где написано, что если по результатам проведенного техосмотра выявлены какие-то неисправности, то техосмотр признается не пройденным. В этом случае владельцу транспортного средства выдается диагностическая карта с указанием перечня неисправностей. Владелец транспортного средства должен устранить неисправности и потом заново прийти в ЦТО для проведения повторного технического осмотра. В этом случае повторный техосмотр проводится только по тем параметрам, по которым он не прошел в первый раз.

В течение 10 дней он должен устранить неисправности и пройти повторно только по ранее неисправным критериям. Оплачивается только по этим позициям.

 

- Ранее говорилось о том, что владельцы праворульных авто должны будут отрегулировать фары, чтобы пройти техосмотр. Когда эта норма будет применяться?

 

- Эта проблема у нас еще актуальна. У нас правостороннее движение и поэтому на праворульных автомобилях направление света фар не соответствует требованиям. Отдельные модели праворульных транспортных средств, двигаясь в темное время суток по дорогам общего пользования, ослепляют встречный транспорт, тем самым, создавая аварийную ситуацию. В данное время прорабатывается  вопрос по техническому решению этой проблемы. Как он будет проработан, мы доведем до сведения всех владельцев праворульных автомобилей. Но вопрос о запрете их эксплуатации не стоит.

 

- Получается в этом году…

- Да, они проходят как обычно, но в диагностической карте делается отметка, что данное транспортное средство не соответствует ГОСТам, но техосмотр они проходят и получают, как положено, свидетельство. То есть в этом вопросе министерство пошло навстречу и не создает в этой части препоны.

 

- А когда данная норма может быть введена?

 

- До конца этого года мы данный вопрос проработаем и, наверно, в следующем году по нему будут какие-то результаты.

 

- В Казахстанеи чуть более 400 тыс. праворульных автомобилей?

 

- Да. Примерно в этом районе.

 

- Регулировать фары они должны будут за свой счет?

 

- Конечно.

 

- Отмечались ли министерством факты «заочного» прохождения ТО за более высокую сумму, чем предусмотрена центрами ТО? Можно ли говорить о том, что такая возможность исключена?

 

- Такие явные факты «заочного» прохождения техосмотра без проверки самого состояния транспортного средства нами еще не отмечались, но если такое было, мы их выявим в ходе плановых проверок. Потому что диагностическое оборудование, находящееся на ЦТО, формирует данные в автоматическом режиме в протоколе испытаний и автоматически сохраняется в памяти компьютера, то есть это нельзя исключить оттуда. Этот вопрос для нас актуальный. В настоящее время мы вносим законодательные изменения об обязательной видеосъемке всего процесса проведения техосмотра и хранении этих данных в течение 6 месяцев. Вступление этой нормы ожидается с 1 января 2013 года. Это будет обязательная норма для всех центров техосмотра, чтобы они проводили видеосъемку и хранили эти видеофайлы.

 

- Это не повлияет на то, что сам техосмотр подорожает? Им же надо будет видеокамеры ставить…

 

- Да. Сейчас это прорабатывается и больше половины центров уже поставили видеокамеры. Сейчас проводится анализ по ценам, но резкого скачка по стоимости нет. Мы проводим со всеми владельцами ЦТО и владельцами транспортных средств разъяснительную беседу, что это все направлено на объективное беспристрастное прохождение техосмотра, чтобы не было фактов «заочного» прохождения техосмотра.

В настоящее время нами проводятся проверки ЦТО по жалобам водителей на работу центров. В ходе этих проверок нами были выявлены факты нарушения графика проведения техосмотра. Некоторые центры выдавали свидетельства неисправным транспортным средствам. На сегодняшний день нами было выявлено 19 таких фактов. Все владельцы центров техосмотра привлечены к административной ответственности, а по 5 центрам техосмотра приняты меры по исключению их из реестра, то есть они были закрыты за систематическое нарушение правил.    

 

- Не исключаете ли вы отмену техосмотра с учетом того, что более половины существующего парка легковых автомобилей выпущена более 10 лет назад, по примеру Грузии, Кыргызстана и других стран?

- Действительно, более 70% транспортных средств в Казахстане имеет срок свыше 7 лет, а более 500 тыс. автомобилей у нас имеет срок эксплуатации даже более 20 лет. Учитывая, что транспорт независимо от года выпуска и формы собственности эксплуатируется на дорогах общего пользования и его техническое состояние напрямую влияет на безопасность, мы считаем, что необходимо проводить постоянный и качественный контроль технического состояния.

Во всех развитых странах техосмотр проводится периодически и в странах Таможенного союза техосмотр сохранен. Что касается Грузии, по нашей информации, техосмотр для легковых автомобилей был приостановлен с 2012 года до разработки и внедрения оптимальной системы прохождения техосмотра, то есть он не отменен, а приостановлен. А в Кыргызстане техосмотр легковых автомашин с текущего года проводится на добровольной основе. При этом, по нашим данным, у них разрабатывается новый порядок организации и проведения техосмотра. Во всех странах техосмотр есть, даже в Америке, и поэтому мы считаем, что техосмотр нельзя отменять, то есть преждевременно для легковых автомобилей отменять.

   

- Не планируется ли пойти на более льготное прохождение ТО новых автомобилей, для дополнительного стимулирования тех, кто еще размышляет: купить на этот раз новую машину или «свежую» иномарку?

 

- Да, мы сейчас этот вопрос прорабатываем. В настоящее время вносятся изменения в законодательство о безопасности дорожного движения. У нас есть там норма, что эксплуатация транспортного средства без свидетельства о прохождении технического осмотра запрещена. Мы сейчас туда вносим дополнения и изменения в части того, чтобы освободить новые автомобили от техосмотра на 3 года. То есть он итак новый и не нужно проводить техосмотр первые 3 года. Такую норму мы вносим в разработанном МВД проекте закона о дорожном движении.

 

- Сейчас, когда покупаешь новый автомобиль, все равно требуется постановка на учет со сверкой номеров двигателя и кузова…

 

- Да. В настоящее время требования обязательные и согласно статье 21 этого закона, даже если у вас новая машина, эксплуатация без свидетельства запрещена. Вы должны пройти техосмотр и получить свидетельство.

 

- После первых 3 лет эксплуатации техосмотр будет проводиться раз в 2 года и потом ежегодно?

 

- Дальше у нас все осталось как есть.

  

- Изменилось ли что-то со сроками прохождения ТО?

 

- Мы вносили изменения в периодичность проведения ТО постановлением правительства – перенесли сроки прохождения техосмотра на 6 месяцев. Но это касалось только легковых автомобилей со сроком эксплуатации более 7 лет, которые проходили техосмотр с мая по сентябрь 2011 года. То есть если он в мае 2011 года проходил техосмотр, то он может пройти следующий техосмотр в сентябре 2012 года. Но эта мера не затрагивает автомобили со сроком эксплуатации до 7 лет. Основная масса машин у нас со сроком эксплуатации более 7 лет – таких машин более 2 млн, поэтому мы сделали льготный режим прохождения техосмотра. Грузовых автомашин, автобусов и такси эта норма не касается. Эта норма вступила с 1 мая 2012 года и действует до 1 апреля 2013 года. До этого времени все машины со сроком эксплуатации свыше 7 лет могут проходить техосмотр с переносом на 6 месяцев.

На следующий год все будет также, как и было раньше, – будет действовать норма предыдущего постановления.

 

- По статистике, у нас более 3,5 млн автомобилей, а пока техосмотр прошло менее 1 млн. Получается оставшиеся могут не успеть?

 

- Нет. В настоящее время мы организовали центры техосмотра в достаточном количестве. До января-апреля 2013 года мы считаем, что весь транспорт, находящийся в эксплуатации, пройдет техосмотр. 3,5 млн автомобилей зарегистрировано в органах ГАИ. Они же не все смогут пройти техосмотр. Некоторые из них стоят в гаражах, бездействуют, поэтому мы считаем, что все машины, которые эксплуатируются на дорогах, пройдут техосмотр в положенные сроки. Никакого ажиотажа в конце года у нас не предвидится.

 

- Техосмотр был передан из ведения МВД в конкурентную среду. Ранее, например, в Астане один центр успевал обслужить практически весь город, и техосмотр стоил около тысячи тенге. Теперь центров несколько, цена выросла в несколько раз и скорость прохождения техосмотра упала…

 

- В Астане сейчас действует несколько центров техосмотра. Стоимость техосмотра составляет 2-3 тыс. тенге. Что я могу сказать? Это конкурентная среда. Мы так и рассчитывали, что стоимость будет варьироваться. Мы не можем их регулировать. Единственное, если будут выявлены факты занижения или резкого повышения стоимости прохождения техосмотра, то эти вопросы будет проверять антимонопольное агентство. И в ходе плановых проверок наши территориальные органы транспортного контроля тоже обращают на стоимость техосмотра внимание. В каждом центре технического осмотра установлен тариф – он вывешен на стенде. Там все четко прописано – для каких видов транспортных средств какая стоимость.

Мы думаем, что со временем конкуренция все-таки возобладает и стоимость проведения техосмотра стабилизируется и будет определенная фиксированная ставка для всех. В настоящее время ставки разнятся. Одни из самых недорогих ставок техосмотра в Шымкенте, самые дорогие в западных областях Казахстана.

 

- На следующий год стоимость прохождения ТО останется на прежнем уровне или вырастет?

 

- Это первый год. Центры технического осмотра закупили оборудование, здания оборудовали. Сейчас мы установили новый стандарт к центрам технического осмотра. Мы ужесточили требования, чтобы в погоне за количеством центров мы не потеряли качество проведения технического осмотра. Чтобы было соответствующее здание, оборудование. Этот стандарт вступает в силу с 1 января 2013 года. В настоящее время ЦТО приводят свои помещения и оборудование в соответствие этим стандартам. Центры, которые не соответствуют этим стандартам, будут закрываться. Но это, сами понимаете, затраты для субъектов рынка. Они закупают новое оборудование, строят здание. Их желание окупить свои вложения понятно, поэтому они держат такие цены. Поэтому возникают такие вопросы. Я думаю, что с учетом того, что все центры будут приведены к одному стандарту, цены стабилизируются. К концу следующего года стабилизируются и цены.

 

- Спасибо за интервью!     

    


Поделиться новостью:


adimage