Николай ТИХОНЮК: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ БУДУТ ВНЕДРЯТЬСЯ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ КАЗАХСТАНА

Астана. 19 декабря. КазТАГ - Ирина Нос. Статистика, если не лукавит, утверждает, что строительная отрасль обеспечивает вклад в ВВП Казахстана более 6%. Многообразие участников строительного процесса, высокая степень риска и относительно медленная оборачиваемость капитала не отбивают желание предпринимателей построить что-то, приносящее, как удовлетворение от выполненной работы, так и выгоду.

Однако безопасность построенного  - превыше всего, а значит, в сфере строительства обязаны присутствовать самые строгие нормы и правила. С вопросов о наличии или отсутствии в зодческом процессе строительных норм и правил (СНиП) началась беседа корреспондента КазТАГ с советником председателя комитета по делам строительства и ЖКХ министерства регионального развития РК Николаем Тихонюком.

 

- Отпала ли нужда в СНиПах в нынешних строительных реалиях?

 

- Дело в том, что существующая система основана на устаревшей нормативно-технической базе строительной отрасли. По своей структуре и содержанию наши нормы основаны на предписывающем методе нормирования: в строгом соблюдении требований проектирования и строительства объектов в соответствии с утвержденными строительными нормами и правилами (СНиП), стандартами (ГОСТ). А это не позволяет применение других вариантов, тормозит использование новых проектных решений.

Получается, что проектировщик, строитель, инспектор обязаны неукоснительно следовать указаниям, но они не актуализируются годами, а то и десятилетиями. Соответственно, в СНиПах консервируются устаревшие решения, препятствующие внедрению инноваций и новых материалов. А это сдерживает инвесторов и привлечение в строительную сферу новых научно-технических разработок и решений.

 

- Есть ли выход из этой ситуации?

 

- Пришла пора системно создаваемых условий для непрерывного повышения культуры строительства. Что в нашем случае легко выразится в работоспособной и эффективной системе технического регулирования, доступности безопасных и качественных материальных и квалифицированных человеческих ресурсов.

Напомню, министерством регионального развития  разработана концепция реформирования нормативной базы строительной сферы, она согласована со всеми заинтересованными органами госуправления и одобрена правительством. Документ предусматривает применение параметрического метода нормирования.

Поясню. Базовые требования для безопасной эксплуатации возводимых зданий и сооружений должны соблюдаться строжайше! Остальные параметры – архитектурные и инженерные решения, -  переданы на усмотрение участников строительного процесса.

 

Приживутся ли в казахстанской практике Еврокоды?

 

- Давайте уточним, что это такое. По европейской системе технического нормирования предусматривается применение и использование Еврокодов как единой методики расчетов несущих конструкций зданий, сооружений и способов доказательства подтверждения соответствия требованиям в части механической прочности и устойчивости, а также безопасности в случае пожара с учетом аспектов долговечности и экономичности. И только. Остальные требования по обеспечению безопасности зданий и сооружений реализуются с учетом национальных особенностей (экономических, природно-климатических) страны.

В Казахстане планируется уже с 2015 года перейти на Еврокоды при проектировании зданий и сооружений. Это состоится в рамках реформы системы технического регулирования строительной отрасли. На сегодня Еврокоды уже разработаны. Дополнительно разрабатываются нормативно-технические пособия к СН РК EN, где детально представлена методика расчета для единого понимания правил и принципов работы с Еврокодами.

 

- Что мы потеряли, отринув СНиПы, и что приобретем, введя Еврокоды?

 

- Но мы вовсе не отринули СНиПы. Мы действуем из необходимости переустройства и переориентации отраслей экономики с учетом повышения конкурентоспособности страны на основе принципов устойчивого развития и интеграции в мировую экономику.

Проектировщики, строители и остальные участники строительного комплекса в основном не готовы в одночасье перейти на новую нормативную базу. Концепцией предусматривается постепенный – поэтапный переход на новые нормы. На период I и II этапов реализации концепции (2013-2020 годы), в том числе на период сосуществования старой и новой систем технического регулирования до 2020 года, будет сохранен и статус и соответствующее применение действующих СНиПов.

 

- Достаточный ли в  стране контроль качества строительства? Практика показывает – нет. Возьмем в качестве примера рухнувшую «Бесобу». Какой выход видят специалисты?

 

- Обеспечение качества, в первую очередь, - это задача самого заказчика, проектной и строительной компаний, технического и авторского надзоров. А также органов экспертизы проекта и представителей местных исполнительных органов. Подчеркну, что мы усиленно поднимаем роль авторского и технического надзора. Будем вносить изменения в закон о приемке объектов в эксплуатацию.

На сегодня  акт о приемке объекта в эксплуатацию подписывает госкомиссия и зачастую это люди, которые практически на стройках не бывают. А мы уверены, что акт ввода в эксплуатацию обязаны подписывать специалисты, постоянно находящиеся на стройках. Это, прежде всего, руководитель строительного подразделения,  где идет стройка, это заказчик, а также представляющие авторский и технический надзор специалисты.  Они обязаны подписывать акт госкомиссии о введении объекта в эксплуатацию. А равно - отвечать за достоверность всей информации, изложенной в акте.

 

- Не лишним ли становится при состоявшемся разделении лицензиатов по категориям предложение об уголовной ответственности за недостаточную устойчивость и прочность введенного в строй объекта?

 

- Да, нами даны предложения о внесении в уголовный кодекс норм по привлечению экспертов, осуществляющих экспертные работы и инжиниринговые услуги к уголовной ответственности за положительную оценку проектно-сметной документации, не обеспечивающей устойчивость, надежность и прочность возводимых, либо возведенных объектов. Еще и за допущение авторским надзором несоответствия выполненных или выполняемых строительно-монтажных работ утвержденным проектным решениям. А также за нарушения, допущенные техническим надзором на стадии реализации проекта, включая качество, сроки, приемку выполненных работ и сдачу объекта в  эксплуатацию.

Эти предложения своевременны. Но и введенный в феврале 2012 года принцип разделения лицензий на строительство на три категории в зависимости от опыта и квалификации строительных и проектных компаний сделал многое для классификации участников рынка.

Напомню, для I категории необходимо иметь 10 лет опыта работы, для II – 5 лет, а III категорию могут получить лица без опыта работы, начинающие. При этом компания, получившая I категорию, выполняет работы только на особо сложных объектах. Компания, получившая II категорию, допускается к работам на объектах средней сложности. А компания, получившая III категорию, вправе выполнять работы только на несложных объектах.

Кроме того, с 2012 года нами взамен лицензирования юридических лиц внедрена аттестация физических лиц, экспертов, осуществляющих технический надзор, авторский надзор, экспертизу проектов и техническое обследование объектов и определена их персональная ответственность.

С того же года введена обязанность заказчиков по обязательному сопровождению строительства техническим и авторским надзорами в течение всего периода строительства. В августе 2013 года усилены меры административной ответственности за нарушение проектными и строительными компаниями норм и требований при осуществлении своей деятельности, в части однозначного лишения лицензии.

 

- Так по каким нормам и правилам строительство идет сейчас? Мы знаем, что есть компания, строящая жилье в Астане по проспекту Б.Момышулы, которая откровенно лепит стены из битого силикатного кирпича.

 

- Существует «Перечень нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, действующих на территории РК» в соответствии с которыми должно осуществляться и строительство. Все применяемые в строительстве материалы, изделия и конструкции должны соответствовать нормативным требованиям. Независимо от того, новые они или б/у. Обеспечение этих требований – функция линейных ИТР, технадзоров заказчика и авторского надзора проектировщиков.

Как видите, повторное использование материалов, изделий и конструкций для строительства возможно. Но лишь на основании заключений научно-исследовательских организаций или специализированных лабораторий и после проведения добровольного подтверждения соответствия. И не во всех регионах Казахстана.

Стройматериалы, изделия и конструкции, бывшие в употреблении, запрещено использовать в сейсмически неблагополучных районах. Поэтому применение  кирпича б/у при новом строительстве жилья без подтверждения соответствия недопустимо. А использовать битый кирпич и вовсе запрещено, тем более силикатный!

 

- Что вы можете сказать про проект соломенных домов, который  реализовала одна из компаний? 

 

- На сегодня технология строительства домов из соломы широко и успешно применяется в США, Канаде, Китае, Великобритании, Чехии и даже Беларуси. Технологию строительства из прессованных соломенных панелей «страмит» в Казахстан привезла компания, входящая в состав одного из казахстанских инвестиционных холдингов. Принадлежит она английской Stramit International. Ноу-хау британцев состоит в том, что для производства строительных панелей используется обычная  солома, спрессованная под большим давлением в плиты. Пилотный проект по производству экопанелей реализуется в Костанайской области. Второй завод планируется построить в Акмолинской области.

Проблемы, с которыми столкнулись в Казахстане при производстве панелей из соломы, это отсутствие технологии сбора и хранения соломы. Что явилось препятствием для строительства соломенных, как вы их назвали, домов. Нормативных документов на подобные панелям «страмит» строительные изделия в Казахстане нет.

У нас есть иные разработки: по технологии легкого бетона арболита на основе рисовой шелухи и соломы. Имеется и госстандарт. Технические требования к составу регламентируются ГОСТ 19222-84 «Арболит и изделия из него».

 

- Разговоры о возведении домов из плит, изготовленных с использованием соломы, прочих органических наполнителей муссируются в связи с популярностью идеи «зеленой экономики». Как вы считаете, здесь не смешиваются разные понятия?

 

- Дело в том, что «зеленые стандарты» оценивают здания по следующим критериям: экономное потребление электроэнергии и воды, решение проблемы грунтовых вод, экологичность и благоустройство окружающей территории. Считается, что объекты, получившие сертификат о соответствии «зеленым стандартам», минимально загрязняют окружающую среду и безопасны для человеческого здоровья.

Пионером в этом деле стала Великобритания, которая в 1990 году обнародовала стандарт «зеленых» зданий BREEAM. Вторым всемирно признанным «зеленым» стандартом считается LEED (Лидерство в энергоэкономичном и природоохранном проектировании), разработанный в 1998 году организацией USGBC (совет США по «зеленым» зданиям). Следующей почин первопроходцев подхватила Канада: правительство этой страны в 2005 году приняло закон, согласно которому все федеральные здания должны были впредь проектироваться и реконструироваться по стандарту LEED CanadaGold.

У нас в стране также поставлен вопрос о разработке стандартов экологического строительства. Но все находится пока на уровне намерений и планов. Однако ряд строительных компаний, таких как BI-Group, Базис-А и другие, уже ведут подготовительную работу.

  

- В стране на самом высоком уровне заговорили о типовом строительстве и возрождении необходимых для него домостроительных комбинатов. Почему нам надо переходить к типовому проектированию и строительству?

 

- Что такое типовое проектирование? Это разработка однотипных проектов зданий, конструкций, сооружений, деталей и других изделий, предназначенных для серийного строительства или производства. Типовые проекты, как известно, в дальнейшем строительстве реализуются многократно. К тому же, стоимость строительства объектов, возводимых по типовым проектам, на 8-12% ниже стоимости аналогичных, но построенных по индивидуальным проектам.

Отмечу, что наш комитет по делам строительства и ЖКХ занимается организацией разработки типовых проектов зданий и сооружений. И это не только жилые комплексы, объекты могут быть для разных сфер экономики - по заявкам отраслевых министерств и ведомств. Такая работа идет в соответствии с бюджетным кодексом. Нами с 2008-го по 2013 годы  разработано 89 типовых проектов по заявкам примерно 10 госорганов.

А в рамках госпрограммы ФИИР разрабатываются типовые проекты жилых домов по индустриальной домостроительной системе. В связи с этим, по поручению правительства, чтобы в последующие годы комбинаты индустриального строительства имели объемы, - предусмотрена разработка типовых проектов, как жилищного направления, так и объектов образования и здравоохранения по сборно-каркасной и каркасно-панельной технологиям.

 

- Сколько лет потребуется на строительство, запуск и выведение на проектную мощность хотя бы одного комбината индустриального домостроения? Какое количество необходимо для Казахстана?

 

- Это зависит от применяемой на предприятии технологии производства изделий. Продолжительность строительства и выведение таких предприятий на проектную мощность взаимосвязано с номенклатурой выпускаемой продукции. Потребное количество заводов также напрямую связано со спросом на выпускаемую им продукцию. Думаю, практика покажет.

 

- Означает ли возврат к «типовикам» - проектам и зданиям, - что начнут строить доступное жилье по минимальным нормам жилплощади на человека, помнится, в СССР это было 8 кв.м? Какими нормами руководствуемся мы сейчас в программе «Доступное жилье»?

 

- Минимальных установок относительно норм жилплощади в РК нет. В соответствии СНиП РК 3.02-43-2007* «Жилые здания» размер жилой площади на 1 человека установлен в зависимости от классификации жилых зданий: I класс - более 25 кв.м; II класс до 25 кв.м; III класс - до 18 кв.м; IV класс - 15 кв.м. Отмечу, что за счет республиканского бюджета жилье строится в основном III и IV класса комфортности.

 

 - По-вашему, какой будет судьба программы «Доступное жилье-2020»? Кто понесет наказание за ее возможный провал либо будет пожинать лавры за успех?

 

- Администратором программы «Доступное жилье - 2020» является министерство регионального развития. Программа действует с 2012 года, и уже сегодня мы можем сказать, что в целом поставленные задачи выполняются успешно.

Так, в 2012 году при плане 6,05 млн кв. метров введено 6,7 млн кв. метров общей площади жилья за счет всех источников финансирования, в 2013 году при плане 6,6 млн кв. метров ожидается ввод 6,8 млн кв. метров за счет всех источников финансирования. Поэтому есть уверенность, что провала не будет. Мы считаем, что к 2020 году достигнем основной цели - увеличение общего объема вводимого в эксплуатацию жилья до 10 млн кв.м.

 

- Спасибо за интервью!


adimage