Омурзак ТУСУМОВ, экс-глава комитета дорожной полиции МВД РК:

 

ЛИКВИДАЦИЯ КОМИТЕТА ДОРПОЛИЦИИ ПРИВЕДЕТ К УПРАЗДНЕНИЮ НЕЗАВИСИМОГО ОРГАНА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРДВИЖЕНИЯ

 

Астана. 11 февраля. КазТАГ – Давид Ян. Намерения руководства МВД объединить комитеты административной (КАП) и дорожной полиции (КДП), лишив последнего статуса самостоятельной структуры министерства, вызвали неоднозначную реакцию среди властных структур и среди населения. О том, к чему это может привести, с агентством КазТАГ своим мнением поделился бывший председатель комитета дорожной полиции МВД РК, полковник полиции в запасе Омурзак Тусумов, прослуживший в органах внутренних дел около 30 лет.

 

 

– На ваш взгляд, к чему приведет объединение комитетов административной и дорожной полиции, которую пытаются лишить самостоятельного статуса в системе МВД?

 

– Лучше, чем сказал в ставшем крылатым выражении бывший премьер-министр России Виктор Степанович Черномырдин, не скажешь. Когда готовят реформу, всегда говорят, что хотят как лучше. Вопрос в том, что из этого получится. Думаю, ничего хорошего не будет.

 

– Тогда какие могут быть истинные причины и цели такого объединения?

 

– Истинных причин объединения комитета административной полиции и комитета дорожной полиции я не знаю.

 

– Говорят, что вся эта затея с объединением – проявление личных амбиций одного из высокопоставленных чиновников. А должность главы нового комитета уже обещана главному разработчику реформы...

 

– Точно не знаю, но не исключено, если учесть, что председатель КАП недавно ушел в отставку. Молодой руководитель, ему еще и 50-ти лет нет.

 

– Может, дело в повышении должностного «потолка» председателя нового комитета до генеральского?

 

– Не будет никакого повышения. У всех председателей комитетов МВД независимо от штатной численности подчиненных должности полковников. Эти «потолки», на мой взгляд, в ближайшее время до генеральских не поднимут. И у главы создаваемого комитета сохранится тот же «потолок» полковника и оклад.

 

– Зарплату председателя комитета МВД можете озвучить?

 

– Последние 3 года, будучи председателем КДП, я получал где-то Т350 тыс. Эта сумма складывалась из должностного оклада, доплаты за звание полковника и почти 30-летнюю выслугу в органах внутренних дел. Но не надо забывать, что в прошлом году зарплату госслужащим подняли на 25%, а в июле добавят еще 30%.

 

– МВД утверждает, что предпосылки объединения появились в результате реформы, освободившей адмполицию от несвойственных функций, а дорполицию – от диагностики техосмотра.

 

– Здесь они лукавят. Начнем с того, что вопрос объединения поднимался еще в 2006 году, когда я был начальником тогда еще департамента дорполиции МВД РК. Департамент хотели упразднить путем слияния тогда создаваемого комитета административной полиции, включавшего и миграционную полицию, которая была немногочисленная. Но уже тогда она имела функции координации деятельности государственных и центральных органов. Кстати, как и дорполиция. Да будет известно, законом определено, что председатель КДП – главный государственный инспектор обеспечения безопасности дорожного движения Республики Казахстан. Но об этом позже.

Что касается дня сегодняшнего. Да, у КАП более половины функций забрали. «Ушли» ЦВИАРНы (центры временной изоляции, адаптации и реабилитации для несовершеннолетних) и медвытрезвители. Отдельно создали комитет миграционной полиции (КМП). Но никто при этом не вспомнил о вневедомственной охране (подразделения «Кузет»), функции которой отданы в конкурентную среду, оставив в КАП только охрану особо важных гособъектов.

Теперь о дорожной полиции, функции которой якобы сильно урезаны в связи с передачей проведения техосмотра гражданским организациям. Во-первых, в конкурентную среду передают только диагностику автотранспорта, а в минтранском – кто определяет эти функции диагностики. Во-вторых, техосмотр – это ведь широкое понятие. Например, в ведении дорполиции остался надзор за своевременным прохождением техосмотра, ежегодное уточнение количества в стране автотранспортных средств, контроль над соответствием их конструкций требованиям завода-изготовителя, проверка, может ли тот или иной человек управлять тем или иным транспортным средством. И все это нужно проводить ежегодно.

 

– Хорошо, а почему отдают коммерсантам диагностику автомобилей?

 

– Да потому, что дорполиция не имела и не имеет технической базы: диагностических центров и специального оборудования. Ну, как без этого он (доринспектор – КазТАГ) может проверить и сказать, что машина исправна?! В свое время мы пытались создать такие центры, имеющие статус казенных предприятий. На самом деле, это очень затратное дело. Хотя, тогда при действующем законе никто, кроме водителя, не нес ответственность, если автомобиль попал в ДТП, будучи в неисправном состоянии. Тем более, инспектор, проводивший техосмотр данного авто и документально заверявший, что машина исправна.

У нас ведь не Запад, где каждый автомобиль имеет паспорт транспортного средства, с учетом всей истории этого авто, включая дату изготовления, введение в эксплуатацию, каждое техобслуживание и массу другой информации. А на местах каждая машина обслуживается не в подворотне у «костоправов», а в фирменном автоцентре, который контролирует прохождение автомобилем ТО-1, ТО-2 и т.д. Тогда и ответственность за ДТП, если попавшая в него неисправная машина прошла техосмотр, будет нести еще и автосервис.

 

– Возможно ли в Казахстане в перспективе вообще упразднить дорполицию, как это было сделано в той же Грузии?

 

– Однозначно нет. В начале 2006 года по поручению главы государства и министра внутренних дел мы изучали грузинский опыт. Все тогда говорили и писали, что в Грузии ГАИ вообще разогнали. Это не совсем так.

Действительно, всех кто работал в ГАИ, уволили. Численность дорполицейских сократили. Набрали совершенно новых людей, которые стали называться не дорожными, а патрульными полицейскими. В то же время не все патрульные в Грузии контролируют дордвижение, хотя все функции, которые выполняла дорполиция, полностью возложены на новую структуру.

Но самое главное – тем инспекторам, кто несет службу на дорогах, увеличили зарплату в 10 раз c$25 до $250 при средней зарплате госслужащего в $45. Через год снова подняли зарплату. По моим сведениям, 2 года назад они получали самую высокую зарплату по сравнению с участковыми и другими госслужащими.

Вместе с тем, как мне рассказали грузинские коллеги, порядка на дорогах как не было, так и нет. Аварийность осталась на том же уровне. Единственное, на чем они выиграли – на дорогах перестали брать взятки.

 

– Но ведь и наше МВД утверждает, что объединение комитетов сократит не только аппарат управления дорполиции, но и коррупцию

 

– Насчет этого они тоже не правы. Вот как только функции КДП перейдут в КАП, отслеживать, контролировать и бороться с коррупцией в территориальных органах никто по настоящему не будет. К примеру, сегодня в КДП есть специальная служба, гласно или негласно занимающаяся проверкой личного состава на предмет коррупционных правонарушений и преступлений. В объединенном комитете деятельность такого спецподразделения будет нивелироваться.

Что касается уменьшения управленческого аппарата. Нужно думать, прежде чем что-то и кого-то сокращать. Почему, собственно говоря, нужно избавиться от лишних управленческих звеньев в аппарате МВД только за счет КДП, а не за счет реорганизации КАП в департамент или управление?

Есть у нас нормы существования ведомства. Комитет – это ведомство МВД. Чтобы ведомство существовало, оно должно иметь функции по координации деятельности центральных и местных органов власти. Другими словами, КДП наделено правами координации совместных мероприятий минтранскома, МЧС, минздрава, минобра, акиматов, заинтересованных в безопасности дордвижения. Для КАП ни в одном законе такие функции не предусмотрены. А за КДП они закреплены двумя законами РК «О правоохранительных структурах» и «О безопасности дорожного движения».

Да будет известно, есть страны, где вопросами безопасности дордвижения занимаются целые министерства, агентства, подчиняющиеся напрямую главам государств или премьер-министрам.

Важно еще то, что ликвидация КДП, как самостоятельного органа по безопасности дордвижения в системе МВД, повлечет упразднение независимого отраслевого органа типа госавтоинспекции. Он необходим, чтобы осуществлять комплексную координацию заинтересованных государственных органов и общественных объединений, контрольные и обзорные функции в вопросах обеспечения дорожной и технической безопасности с учетом международных стандартов, а также участие этого административного органа в работе ЕЭК ООН, как того требуют ратифицированные Республикой Казахстан международные договоры и соглашения.

Об этом говорилось на заседании Генеральной Ассамблеи ООН еще в апреле 2004 года, в которой я принимал участие. Генассамблея приняла даже соответствующую резолюцию по проблеме безопасности дордвижения. Потому что в большинстве стран, кроме развитых, на дорогах самый настоящий бардак. И в Казахстане из года в год увеличивалось количество погибших в ДТП.

В 2006 году глава государства даже рассмотрел этот вопрос на заседании Совета безопасности. Никогда такого не было. Я привел тогда президенту в качестве примера сравнение, что в течение последних 10 лет в стране погибло 18 тыс. человек, а за всю 10-летнюю афганскую войну от всего СССР погибло всего 13 тыс. Президент тогда спросил, что, у нас дорогах обстановка хуже, чем на войне и поручил премьер-министру взять проблему под личный контроль. Только после этого пошли некоторые улучшения и поддержка от акимов и различных министерств, обязанных обеспечивать дорожную безопасность. Только тогда мы стали оснащать дорполицию.

Серьезные пробелы в действующем законодательстве, его неспособность эффективно регулировать отношения в сфере дорожного движения повлекла за собой принятие закона «О безопасности дорожного движения», где МВД в лице дорожной полиции стала центральным исполнительным органом в этой области.

Кто будет теперь выполнять эти функции? Лукавить не буду. Часть исполнят территориальные управления дорполиции. Но кто их будет координировать, контролировать, создавать нормативно-правовую базу? А ведь надо еще изучать мировой опыт, внедрять научные разработки, вести пропагандистскую деятельность.

Судите сами. Штат комитета МВД – 63 человека. В объединенном комитете все это возложат, скорее всего, на соответствующее управление численностью 10-20 человек, который не справится с объемом работы. Им по силам будет только ведение статотчетности. Другими словами, роль нового подразделения в составе объединенного комитета и его влияние на ситуацию с безопасностью на дорогах намного снизятся.

Кстати говоря, проблема дорожной безопасности в стране до сих пор не снята.

 

– Президент РФ решил бороться с коррупцией в МВД России, увеличив зарплату полицейским до $1,5 тыс. и обеспечивая госжильем, чтобы не нуждались. Может, пора это сделать и в Казахстане?

 

– Я об этом говорил и не перестану говорить. В дорполиции – одном из самых мобильных и оперативных подразделений МВД, в основном служат, выполняя конкретные задачи на дорогах, сотрудники возраста 20-30 лет. Офицер с 10-летним стажем у нас получает зарплату около Т50 тыс. или $300. Это притом, что средний доход госсужащего вместе с премиями и прочими надбавками намного выше.

Если в сельской местности этого достаточно, то в Астане, Алматы, Караганде, других городах – это не деньги. Тем более, вопрос жилья для полицейских давно не решается за счет государства.

А ведь инспектору еще нужно нормально питаться, приобретать одежду, содержать семью. Я уже не говорю о личном транспорте, который сегодня не роскошь.

И не надо забывать, что у доринспектора ненормированный рабочий день. Он же не может уйти с перекрестка ни на минуту, особенно там, где проходят правительственные спецтрассы в Астане и Алматы. Они стоят на линии как минимум по 12 часов в сутки. В этом году особенно была большая нагрузка – саммит ОБСЕ, Азиада.

Я сейчас работаю в одной из финансовых организаций. К нам только что устроившийся менеджер, который работает с 9 до 18 часов и имеет 2 выходных в неделю, получает в 3 раза больше капитана дорполиции. Заставить его работать в субботу, в воскресенье или сверхурочно – сразу потребует доплаты. И он прав на все 100%.

В развитых странах полицейским выплачивают за дополнительные часы работы, хотя там переработка не приветствуется, так как человек устает, снижается его внимание, реакция и т.д.

Честно сказать, государство само вынуждает полицейских брать взятки.

 

– Но ведь обещали поднять доринспекторам зарплату до $1 тыс., а вопрос так до сих пор не решен...

 

Здесь мы с прежним министром чуть-чуть не успели. Несмотря на то, что очень много было противников, «протащили» и согласовали эту идею в парламенте. Оставалось только подписать указ у президента.

Согласно ему, дорполицейский должен был получать $ 1-1,2 тыс. Но потом все списали на кризис в экономике, и дело заглохло. Хотя деньги в бюджете были заложены и в некоторых регионах инспекторы стали получать повышенную зарплату.

Если говорить о перспективе, то думаю, что зарплату дорполиции повысят. Потому чтобы инспектор не брал взятки, нужно чтобы он дорожил своей должностью. А это будет только тогда, когда зарплата у него будет очень высокая.

Я изучал эту проблему в Малайзии, Сингапуре. Слушайте, в Малайзии капитан дорполиции с 5-летним стажем получал в 2004 году $6,5 тыс. при средней зарплате госсужащего около $3 тыс. В Эмиратах, когда отдыхал, случайно узнал, что у них самая высокая зарплата у госслужащих и у дорполиции. Там попробуй дать взятку, сразу привлекут к уголовной ответственности. Об этом говорил и президент нашей страны. Он сказал, что надо привлекать и тех, кто берет взятки, и кто их дает.

 

– Действительно ли в дорполиции до сих пор «доходные» должности покупают?

 

– А что скрывать, сейчас снова пошел разговор об этом. Ценники по должностям разные, чем выше должность, тем больше за нее платят. Недавно даже в интернете распространили эти цены по одному из регионов. Считаю, что журналисты правильно поднимают эту проблему.

 

– Как вы думаете, есть опасения, что после объединения участковые побросают вверенные территории и выйдут с жезлами на дорогу, а патрули не загонишь во дворы и небольшие улочки?

 

– Совершенно верно. Такое уже было в Алматы во времена приснопамятного ГСК (государственного следственного комитета – КазТАГ), отделенного от МВД. В 1995 году одной роте дорполиции вменили в обязанность заниматься совместным патрулированием с адмполицией. Вошедшие состав этого подразделения участковые вместе с доринспектрами сразу пошли на дорогу. В микрорайонах и жилых кварталах никого из них не осталось.

С другой стороны, если новый комитет, созданный на базе КАП, будет акцентировать внимание только на обеспечении общественной безопасности на территориях, все его подразделения, исполняя приказы начальства, уйдут в кварталы, оставив дордвижение практически без присмотра.

 

– Назовите сумму поступлений от штрафов и другой деятельности (техосмотр, регистрация транспорта и т.д.) в республиканский бюджет.

 

– Последние данные мне неизвестны. Однако, как бывший руководитель комитета скажу, что дорожная полиция полностью может осуществлять свою деятельность за счет даже половины тех средств, поступающих в бюджет в качестве штрафов за нарушения правил дорожного движения (ПДД). Это единственная полицейская служба, которая может содержать сама себя.

Но это не должно быть самоцелью. Не должно быть так, чтобы инспекторы пополняли бюджет за счет штрафов. Помню, в 2003 году, когда ездил по регионам, узнал, что акимы областей, районов ставили перед начальниками дорполиции план – за счет штрафов ты должен обеспечить определенную сумму в бюджет.

Уже тогда в год только штрафов за нарушения ПДД собирали несколько миллиардов тенге по Казахстану. Когда я обращался к акиму на любом уровне увеличить численность дорполицейских, все соглашались. Потому что они знали, чем больше дорожных полицейских, тем больше будет поступлений в бюджет.

 

– Может, дорполицию полностью перевести с местных бюджетов на республиканский, чтобы не зависела от регионального начальства?

 

– Давно пора. Такая система обеспечения и вертикали успешно действует в системе МВД на примере комитета по борьбе с наркобизнесом. Во всяком случае, назначения на должности там не зависят от местной власти.

Но в случае с дорполицией есть несколько нюансов. На это не решаются, потому что основное финансирование ее оснащения, включая видеокамеры на дорогах, приобретение служебных автомобилей и т.д. осуществляется через местные бюджеты.

Для того чтобы сделать дорполицию независимой, прежде всего, необходимо перенаправить финансовые потоки от штрафов из местных бюджетов в республиканский. И ввести для местных управлений дорполиции прямое подчинение МВД. Начальник дорполиции области или города не должен быть зависим ни от начальника ДВД, ни от акима, как сегодня. Тогда и порядок в рядах дорполиции проще будет навести.

Но сколько раз в свое время я не предлагал это сделать – не поддержали ни на одном уровне.

 

– Спасибо за откровенное интервью!


adimage