Точка зрения: Даже краткие отключения тепла зимой воспринимаются казахстанцами тяжело

Алматы. 9 декабря. КазТАГ – Жакып Хайрушев, эксперт в сфере энергетики. Даже кратковременные отключения теплоснабжения зимой воспринимаются людьми тяжелее, чем отключения других коммунальных услуг. Сейчас даже в крупных городах Казахстана велика вероятность порывов тепловых сетей или остановов оборудования ТЭЦ – не готовы системы теплоснабжения, а внимание властей и участников рынка отвлечено.

С начала года количество аварийных отключений котельного оборудования ТЭЦ составило 1009 на 74 423 часа, генерирующее оборудование отключалось 273 раза на 39 536 часов. Огромные цифры! Но не писали об этих авариях, как об Экибастузе, - привыкли, что в городах по 20-30 порывов за отопительный период происходит.

Последние аварии на ТЭЦ выявляют, что кроме высокого износа и низких тарифов на тепло, ТЭЦ хронически убыточны и крупные энергокомпании стараются избавиться от них. Правительство пытается «затащить» ТЭЦ – источник когенерации (производства совместно электрической и тепловой энергии – КазТАГ) в рынок любыми путями. При этом возникает риск отказа этой ТЭЦ от использования преимуществ когенерации, технологии, предназначенной для городов с высокой плотностью населения и холодным климатом.

Проблема – не просто в участии всех ТЭЦ в централизованных торгах, как источника конкуренции и открытости тарифов, а в неправильной формулировке первичных целей и принципов. Искусственное участие большой части ТЭЦ общего пользования на торгах электроэнергией окажется серьезным ударом для экономики страны из-за низкой стоимости тепла, при потере прямых потребителей на электроэнергию и, соответственно, существенной доли доходов.

Действующая модель оптового рынка определяет принцип равенства энергопроизводящих организаций, независимо от расстояния передачи электроэнергии от электростанции до потребителя. Однако ТЭЦ, находящиеся вблизи потребителя, фактически субсидируют свое тепло электроэнергией. В советский период строительство ТЭЦ непосредственно в центрах нагрузок, в городах и на крупных промышленных предприятиях решало проблему снижения затрат на передачу электроэнергии. Эти ТЭЦ обеспечивали нагрузки в местах расположения, надежность тепло- и электроснабжения.

В результате реформы электроэнергетики, ТЭЦ стали выполнять функции обеспечения электроэнергией, конкурируя с крупными ГРЭС и ГЭС. Транспортная составляющая в конечных тарифах потребителей выросла, определяя их высокий уровень для конечных потребителей.

Эта реформа не учитывает, что ТЭЦ имеют объективно большие затраты на содержание электрической мощности, при меньшей стоимости электроэнергии в теплофикационном цикле. ТЭЦ могли бы добрать недостающие средства на рынке тепла, но неоправданно высокие тарифы на тепло, нецелесообразны.

Нужно разработать и утвердить схемы теплоснабжения, включающие расчет надежности, перспективы развития, меры по доведению ненадежных систем теплоснабжения до надежного состояния, проверить все ТЭЦ, котельные и теплосетевые организации и потребителей: КСК, ОСИ, ПТ на готовность к отопительному периоду, разработать сценарии по предупреждению, оценке готовности к оперативной локализации и устранению последствий.

В некоторых городах и райцентрах Казахстана не были получены паспорта готовности к отопительному периоду, не проведен даже минимальный анализ надежности систем и оценка вероятности крупных аварий.

Регулирование теплоснабжения распределено между органами власти всех уровней. Единый орган не определен. Координация идет через бюрократические процедуры согласования НПА и регулярно создаваемые рабочие группы, что не обеспечивает даже анализ проблем и качественное регулирование. Общественное обсуждение проблем теплофикации скатывается к обвинению – «энергетики все разворовали».

Нужен единый госрегулятор по вопросам энергетики, полномочия, структуру и источники финансирования которого нужно определить в разрабатываемом законе «О теплоэнергетике».

Научное сопровождение деятельности в теплоэнергетике за последние 30 лет ликвидировано. Отраслевой научной школы в теплоснабжении сегодня нет. Попытки использования КазНИИЭнергетики, КазНИПИЭнергопрома и других «осколков» советской научной энергетической школы неудачны, нет личностей и исследовательских коллективов.

В энергетике трудятся более 100 тыс. человек, есть специализированные факультеты университетов и университет энергетики, но мало профессиональных кадров и даже желающих работать в электроэнергетике. Средняя заработная плата в энергетике уже который год значительно отстает от средней по Казахстану и объективно очень низкая. Казахстан испытывает и будет испытывать ближайшие пять-шесть лет кадровый голод.

Предложения по рынку электроэнергетики: предусмотреть для энергетиков законодательное право систематического повышения заработных плат в рамках сложившейся политики тарифного регулирования, увеличить количество грантов по группе образовательных программ «Электроэнергетика» и «Теплоэнергетика» на 30%, поддержать молодых специалистов энергетической отрасли в приобретении жилья через «Отбасы банк» по аналогии с программами «Әскери баспана» и «С дипломом в село».

Также, в условиях перехода страны к углеродной нейтральности и декарбонизации на уровне государства нужно сформулировать новые задачи для комплексных и системных технико-экономических исследований в области теплоснабжения, перейти к решению системных проблем в теплоснабжении, требующих одновременно политических, социальных, технических, экономических и управленческих решений.


adimage