Трехъязычие: миссия выполнима?

Алматы. 11 июня. КазТАГ – Владимир Радионов. Что хорошо получается у чиновников министерства образования и науки (МОН) РК, так это иллюстрация фразеологизмов «выдавать желаемое за действительное» и «ставить телегу впереди лошади».

Не далее как неделю назад глава вышеозначенного ведомства Ерлан Сагадиев практически признал провал идеи преподавания ряда предметов на английском языке в старших классах с 2019-2020 учебного года.

«Думаю, за 2 года мы с этой задачей (подготовкой педагогов, готовых преподавать на английском языке – КазТАГ) не справимся, но 3-4 года - вполне возможно, что все школы перейдут к преподаванию отдельных предметов на английском языке, минимум 1, максимум 4 в 10-11 классах по всей стране», - сказал министр образования на заседании мажилиса парламента, отвечая на соответствующий вопрос.

Напомним, активно внедрять трехъязычную модель обучения в школах призвал образовательное ведомство президент РК Нурсултан Назарбаев. Реализовывать задачу 3 года назад начал еще предыдущий министр образования Аслан Саринжипов. Тогда же и появились сроки – начать преподавать математику, физику, химию и информатику на английском языке в 10-11 классах во всех школах с 2019 года. А. Саринжипов не сомневался в том, что миссия выполнима.

«Суперзадача достаточно амбициозная, требует работы и от педагогов, и от родителей. Но это то, к чему мы должны стремиться. Цель в идеале: не должно быть русских и казахских школ, единая школа с тремя языками преподавания», - заявлял он в свое время.

Причем его не смущали очевидные подводные камни: в 2015 году не было ни соответствующих методик, ни учебников, ни – главное – педагогов. К тому же надо было учитывать уровень владения английским языком самими школьниками, чтобы быть уверенным, что они смогут воспринимать на нем научную информацию. Е.Сагадиев в этом вопросе оказался достойным преемником, также ни разу не усомнившимся в объявленных сроках. Вплоть до прошлой недели.

Впрочем, даже при столь плохой игре главный педагог страны попытался сохранить хорошую мину: мол, в министерстве изменилась стратегия, и повсеместное внедрение преподавания на английском языке отсрочено не столько по причине нехватки педагогов, сколько потому, что, мол, учительская общественность и население просило право выбора (вводить не все 4 предмета, а 1-2 на выбор), и в МОН на это пошли. Пусть это останется на совести министра, потому что что-то не припоминается, чтобы в каких-то вопросах МОН шел навстречу общественности. Достаточно вспомнить прошлогодний скандал с учебником русского языка для 7 класса за авторством З.Сабитовой, который родительская общественность требовала отменить, а в министерстве ограничились некоторым его редактированием.

Между тем в глаза бросается хитромудрость Е. Сагадиева в отчетах на разных уровнях. Если в присутствии депутатского корпуса он признал, что подготовить 31 тыс. специалистов, необходимых для преподавания 4 предметов на английском языке во всех школах РК за оставшееся время невозможно, то месяцем раньше, отчитываясь о реализации трехъязычия перед президентом, он эту цифру вообще не называл.

Отчет перед главой государства в середине апреля был построен им исключительно в позитивном ключе: в 2016 году преподавание на английском языке осуществляли 2 тыс. учителей, в 2017-м заявку на прохождение соответствующих курсов подали 11,5 тыс., около 3 тыс. завершили курс и начали преподавать, 8 тыс. продолжили обучение, и таким образом в 2019 году в школы придут 13,5 тыс. преподавателей.

Оспорить данные цифры сложно. Однако депутат мажилиса парламента, а в прошлом директор одной из алматинских школ Ирина Смирнова назвала в интервью интернет-порталу zona.kz иные цифры: «Весь год 11,8 тыс. учителей посещали языковые курсы, но раз всего 800 из них сегодня получают за преподавание доплату в размере 35 тыс. тенге, значит, эти 800 человек и преподают на английском языке».

А потрачено было на эту переподготовку в 2017 году, по официальным данным, Т5,6 млрд. Вот и получилось, что поставили у нас лошадь впереди телеги (объявили задачу выполнимой, не учтя сложности переподготовки педагогов), а перед главой государства нарисовали пока только радужную картину.

К тому же еще 3 года назад очень много говорилось вообще о том, что преподавание каких-то предметов на английском языке – идея надуманная, достаточно лишь поставить преподавание собственно языка на должный уровень, а дальнейшая специализация – дело наживное.

«Надо учитывать, что физика-химия сами по себе сложны в понимании. А если у педагога и у самого школьника проблемы с языком, то пиши пропало. Опасение, что в ходе такого преподавания учащиеся не только не улучшат знания языка, но и ухудшат успеваемость по самим предметам, вполне обоснованно», - полагал президент научно-образовательного фонда «Аспандау» Канат Нуров.

Говорить о том, как изменился уровень усвоения программы по предметам, которые на английском языке стали читать 800 выпускников курсов, рано, никто таких измерений пока не проводил. Будет ли вообще когда-нибудь озвучен результат – вопрос сложный, потому что отвечать за пустую растрату госсредств у нас как-то не принято.


adimage