Мажилис во втором чтении одобрил поправки в Налоговый кодекс

Астана. 30 апреля. КазТАГ – Депутаты мажилиса приняли во втором чтении новый Налоговый кодекс и сопутствующие поправки, сообщает пресс-служба мажилиса парламента.

«Депутаты мажилиса приняли во втором чтении новый Налоговый кодекс и сопутствующие ему поправки по вопросам налогообложения. Кодекс разработан во исполнение указа и послания главы государства, а также поручений президента по итогам расширенного заседания правительства», - говорится в сообщении.

В ходе работы над законопроектом ставка НДС, предложенная правительством в размере 20%, была снижена до 16%. Повышен порог обязательной регистрации по НДС – с Т15 до Т40 млн. Введены пониженные ставки для медикаментов и медицинских услуг: 5% с 2026 года, 10% с 2027 года. Также от НДС освобождаются товары и услуги в рамках ГОБМП, ОСМС, лечения орфанных и социально значимых заболеваний, а также социально значимых продовольственных товаров и книг отечественного издания, услуг по изданию книг в печатном виде.

Для сельхозпроизводителей увеличен зачет по НДС с 70% до 80%. В упрощенной декларации вместо разрешительного перечня вводится запретительный, а ставка устанавливается единой – 4% с возможностью регулирования маслихатами (до ±50% для учета региональной специфики).

«Расширено применение специального налогового режима на операции между бизнесом», - добавили в мажилисе.

Ставка корпоративного налога для игорного бизнеса и банков составит 25%, однако банки сохранят 20% при доходах от кредитования предпринимателей. Подоходный налог станет прогрессивным:

  • при заработной плате: 10% на доходы до 8,5 тыс. МРП (до Т33,5 млн в год), 15% – свыше;

  • по доходам в виде дивидендов: 5% до 230 тыс. МРП (почти до Т1 млрд), 15% – свыше;

  • по доходам физических лиц-нерезидентов: до 600 тыс. МРП (почти до Т2,4 млрд) – 10%, свыше 600 тыс. МРП – 17%.

«Такая структура позволяет не повышать налоговую нагрузку на граждан с низким и средним доходом, сохраняя при этом справедливость и пропорциональность налогообложения», - заключили в мажилисе.

Напомним, 28 января 2025 года на расширенном заседании правительства премьер-министр Олжас Бектенов сообщил, что правительство предлагает повысить НДС в Казахстане и заявил о недостаточности «бюджета развития». Позднее вице-премьер – министр национальной экономики Серик Жумангарин заявил, что окончательное решение по ставке налога НДС не принято, но его надо повышать. В этот же день Жумангарин заявил, что потребитель в связи с увеличением ставки НДС безусловно ощутит на себе повышение цены, и оно будет. Вместе с тем, на том же расширенном заседании кабмина 28 января 2025 года президент Касым-Жомарт Токаев сказал о необходимости тотальной экономии бюджета и внедрения строгого контроля над расходами для предотвращения экономической стагнации, заявив, что пришло время затянуть пояса и жить по средствам.

3 февраля КазТАГ сообщил, что в Казахстане запустили петицию против снижения порога по НДС до Т15 млн. Вместе с тем запущена и другая петиция – против повышения ставки НДС.

7 февраля Токаев заявил, что названная кабмином ставка НДС была завышена и вызвала острую реакцию, поручив дополнительно проработать вопрос по ставке НДС. 10 февраля КазТАГ сообщал, что власти рассматривают дифференциацию ставок НДС от 0% до 16%.

11 февраля стало известно, что кабмин предлагает установить базовую ставку НДС на уровне 16%. Кроме того, выяснилось, что правительство настаивает на снижении порога постановки в Казахстане на учет по НДС до Т15 млн. Также озвучено, что власти планируют пересмотреть режим розничного налога. Помимо этого, стало известно, что в результате налоговой реформы в Казахстане ежегодно планируют собирать до Т5 трлн налогов. Как сообщил премьер Бектенов, поправки по НДС и другие изменения по налогам планируется внести в мажилис до 20 февраля, что в итоге и было сделано – законопроект был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента.

12 февраля вице-министр национальной экономики Азамат Амрин заявил, что ежегодно государство теряет порядка Т800 млрд подоходного налога от дроблений бизнеса.

25 февраля КазТАГ привел ответ Бектенова на депутатский запрос, в котором премьер сообщил, что изменение ставок НДС не имеет прямой связи с уровнем теневой экономики. Также КазТАГ привел слова премьера о том, что повышение НДС – это часть комплексных реформ по перераспределению средств и без этого других мер недостаточно для обеспечения качественного экономического роста. Также, отвечая на тему НДС, Бектенов выразил мнение, что дисбаланс между денежно-кредитной и фискальной политиками повлиял на способность государства решать амбициозные задачи.

26 февраля сообщалось, что издание Exclusive уличило Жумангарина во лжи на тему НДС. Позднее ответственность за недостоверные данные про НДС от Жумангарина взяла на себя его советница Алия Рахимова, которая позже оказалась в центре скандала – ее обвинили в угрозе и грубом отношении к журналисту, пытавшейся задать вопросы вице-премьеру – министру нацэкономики.

8 апреля депутаты мажилиса выступили против ряда спорных поправок в Налоговый кодекс, в том числе против снижения порога обязательной регистрации по НДС до Т15 млн и ряда других предложенных изменений.

9 апреля в мажилисе Жумангарин в ходе рассмотрения поправок сообщил, что НДС будет составлять 16%, а порог по НДС составит Т40 млн. Кроме того, озвучено предложение обложить обрабатывающую промышленность КПН в 20%. Вместе с тем, стало известно, что специальные налоговые режимы оптимизируют с семи до трех, а открытие ИП усложнят для нарушителей и владельцев бездействующих ИП. Депутат мажилиса Ермурат Бапи в ходе обсуждения поднял и тему взимания налогов с банковских дивидендов.

26 апреля второй пакет поправок в проект Налогового кодекса был внесен в мажилис.

Источник фото: pixabay.com


adimage