Астана. 19 сентября. КазТАГ – Претензии более чем на Т27 млрд выдвинули после аудита господдержки обрабатывающей сферы, передает корреспондент агентства.
«Итоги аудита эффективности государственного стимулирования промышленно-инновационной сферы рассмотрены в Высшей аудиторской палате (ВАП) РК. Ключевым направлением аудита стало финансирование проектов обрабатывающей промышленности. (…) Всего госаудитом было охвачено свыше Т439 млрд. В результате установлены: финансовые нарушения на Т1,2 млрд; неэффективное планирование и использование средств на Т25,9 млрд; выявлено 64 процедурных нарушения и девять системных недостатков; упущенная выгода и экономические потери, согласно расчетам, составили Т15,8 млн», - сообщает пресс-служба ВАП в четверг.
Как следует из аудиторского заключения, за 2016-2023 годы Казахстану удалось достичь ряда существенных результатов в развитии обрабатывающего сектора:
- выросли объемы производства продукции с 8 трлн тенге в 2016 году до Т22 трлн в 2023 году;
- объем инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности за этот же период увеличился с 878 млрд до Т1,6 трлн.
«Уровень экспорта произведенных товаров также вырос. Наибольшие показатели отмечены в 2022 и 2023 годах, когда он достигал $27 млрд и $23 млрд соответственно. В частности, доля обрабатывающей промышленности в общем экспорте за 2023 год составила 29%. В целом Казахстан наращивает поставки товаров средней и высокой технологической сложности в другие страны», - говорится в сообщении.
Основными институтами развития, поддерживающими обрабатывающую промышленность, являются АО «Банк Развития Казахстана» и его дочерняя организация АО «Фонд развития промышленности».
«За 2019-2023 годы они профинансировали отраслевые проекты на Т2,4 трлн. В основном это касается металлургической и пищевой промышленности, машиностроения, а также производства резиновых и пластмассовых изделий. Вместе с тем по итогам госаудита отмечается низкая доля финансирования проектов с выраженной экологической и инновационной нагрузкой. Кроме того, в рамках оказания мер поддержки практически не представлены такие направления, как готовые изделия, легкая и фармацевтическая промышленность, которые также являются приоритетными. Наряду с этим имеют место факты длительного доведения льготных средств до конечных получателей, что может негативно влиять на общую эффективность мер господдержки. Причем это касается даже средств из резерва правительства, предусмотренных на неотложные мероприятия: отмечены факты их использования с задержкой», - сказано в сообщении.
В ходе заседания председатель ВАП Алихан Смаилов подчеркнул, что льготное финансирование проектов должно осуществляться в разы быстрее за счет качественной подготовительной работы – «то есть необходимо заранее рассматривать и готовить проекты к поступлению средств, а не наоборот».
«Вам деньги из бюджета выделяются, чтобы активно инвестировать в экономику и тем самым расширять налогооблагаемую базу, создавать новые рабочие места, поддерживать ее. Но вот вы на деньгах сидите, хотя должны оперативно их распределять. Получается, запрашиваете какие-то суммы у государства и замораживаете их на депозитных счетах, в то время как эти средства могли бы работать в рамках бюджета – на другихважных инфраструктурных проектах», - сказал Смаилов, обращаясь к руководству квазигоскомпаний.
Аудитом также установлена параллельная реализация АО «БРК» схожих по целевой направленности программ финансирования экспортеров с различными предельными ставками вознаграждения.
«Это создает риски предоставления более дешевых кредитов определенным заемщикам, что подрывает основы равноправного доступа к таким мерам. Так, для отдельных заемщиков АО «БРК» по своему усмотрению применяло ставки кредитования ниже установленного предела на 1-2,5%», - добавили в палате.
Отдельное внимание госаудиторы обратили на продолжение практики преимущественной финансовой поддержки представителей состоявшегося крупного бизнеса – так называемой особой группы контрагентов.
«Половина всего кредитного, лизингового и инвестиционного портфелей АО «БРК» за пять лет приходится на данные привилегированные группы, что продолжает делать его, по сути, «личным банком для избранного круга лиц». В целом такой подход подрывает принципы равного доступа к льготным средствам и их справедливого распределения. Приоритетными направлениями финансирования для АО «ФРП» должны быть лизинговые сделки, имеющие выраженный социально-экономический эффект. Однако в процессе отбора проектов оценка ожидаемых социально-экономических эффектов от них не проводится. Соответствующая методика также отсутствует», - пояснили в ВАП.
Вместе с тем госаудит выявил, что встречные обязательства по экспорту продукции не всегда стимулируют заемщиков увеличивать его.
«Это касается случаев, когда существующие показатели экспорта уже соответствуют кредитному соглашению. Такой подход создает риск неэффективного распределения государственных ресурсов и использования их в качестве дешевого источника фондирования на отвлеченные цели: выплата дивидендов акционерам и размещение на банковских депозитах. Кроме того, при оценке экспорта учитываются валовые поступления от внешнеэкономической деятельности по всем продуктам, связанным с деятельностью компании. Тогда как мера господдержки предоставляется для расширения объемов экспорта определенного вида продукта, под который открыто финансирование», - сообщили в палате.
Таким образом, согласно информации, складывается ситуация, когда заявленный товар, ради которого оказывается поддержка, фактически можно не выпускать.
«Встречные обязательства по экспорту вы ставите настолько комфортные, что у заемщиков нет никакой мотивации увеличивать его. Как результат, доля экспорта предприятий, которые вы поддерживаете, упала в общем объеме экспорта с 2020 года в два раза – с 9,1 до 4,5%. Хотя миссия «БРК» как одного из крупных наших институтов развития заключается в продвижении экспортного потенциала обрабатывающей промышленности», - отметил Смаилов.
Также выявлены случаи финансирования проектов с высоким уровнем риска.
«Так, по подобным проектам, попавшим в аудиторскую выборку, отмечаются ухудшение финансового состояния, недостижение планов по экспорту продукции и просрочки по платежам. Двум из них при этом присвоен статус экономического дефолта», - отметили в ВАП.
Подводя итоги заседания, председатель ВАП подчеркнул, что для устранения выявленных нарушений и недостатков требуется принять ряд конкретных мер, в том числе по совершенствованию внутренних нормативных документов квазигоскомпаний.
«Соответствующая работа будет находиться на контроле Высшей аудиторской палаты», - сказано в сообщении.Источник фото: pixabay.com