Астана. 17 августа. КазТАГ – $257 млн средств на систему легкорельсового транспорта (ЛРТ), вложенные акиматом в «Банк Астаны», пропали, сообщил известный казахстанский юрист Джохар Утебеков.
«Столбы ЛРТ в Нур-Султане – это символ коррупции. И вы поверили, что суд наказал виновных в ней? Внимание, черная магия и ее разоблачение! Акимат положил в «Банк Астаны» $257 млн на ЛРТ. Они пропали! Стройка позорно встала. «Антикор «завел дело. Но перед судом следователь выделил из него растрату $257 млн! «Дело ЛРТ» перестало быть таковым. А в суд вместо настоящих воров следователь направил моего клиента Талгата (Ашима, экс-председателя правления АО «Astana Innovations» – КазТАГ). Думаете, ну хоть за ЛРТ? Нет! За... БРТ (скоростной автобус) в Астане! А это проект французов и испанцев, которые отработали каждую копейку», - написал Утебеков во вторник на своей странице в социальной сети.
Он подчеркнул, что Ашим «даже не имеет отношения к ЛРТ», «но судья Мекемтас «показательно» влепил бедолаге семь лет».
«Так, а где $257 млн? Это 110 млрд нашими. Т110 000 000 000! Это садики и школы, больницы и дороги. Кто украл у нас столько денег? Ради кого посадили семь невиновных? Да когда же вы насытитесь?!» - посетовал Утебеков.
Напомним, 27 февраля 2020 года МИА КазТАГ сообщало, что ТОО «Астана LRT» после череды коррупционных скандалов переименовали в City Transportation Systems (CTS). В частности, 30 июля 2019 года стало известно, что экс-глава «Астана LRT» Талгат Ардан объявлен в международный розыск, а 13 декабря – о том, что в розыск объявлен бывший заместитель председателя правления АО «Национальная Компания «Казахстан инжиниринг» (Kazakhstan Engineering) и экс-заместитель акима Нур-Султана Канат Султанбеков. Он был назван организатором хищения средств ТОО «Астана ЛРТ». Однако 7 августа КазТАГ выяснил, что Султанбекова и Ардана нет в списках разыскиваемых лиц на сайте Интерпола, тогда как ранее в «антикоре» заявляли, что они объявлены в розыск по линии данной структуры. 13 августа в ведомстве заявили, что генпрокуратура пытается экстрадировать Султанбекова из США. Тогда же «антикор» заявил, что суд страны-пребывания Ардана якобы выдал ордер на его арест.
8 октября 2019 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству и акимату Нур-Султана возобновить строительство системы легкорельсового транспорта (ЛРТ), при этом он назвал проект «злополучным» и «спорным».
10 октября 2019 года сообщалось, что антикоррупционной службой при взаимодействии с Национальным банком и счетным комитетом проверяется законность и обоснованность размещения в ликвидированном в последствии «Банке Астаны» денежных средств, полученных у Банка развития Китая на проект ЛРТ.
10 февраля 2021 года аким Нур-Султана Алтай Кульгинов заявил о том, что на проект затрачены колоссальные средства, поэтому власти намерены продолжать его реализацию.
27 апреля стало известно, что судебное следствие по делу о хищениях в «Астана LRT» решили начать заново.
11 мая представители потерпевшей стороны по делу о хищениях в «Астана LRT» заявили, что хотят исключить из гражданского иска иностранные компании. 17 мая стало известно, сколько денег перечислили иностранным фирмам по делу «Астана LRT» и сколько из них украли.
17 мая прокурор Диас Янгалышов запросил для фигурантов дела «Астана LRT» от семи до 11 лет заключения.
18 мая во время судебного процесса правозащитники заявили, что представители иностранных компаний должны быть привлечены к расследованию.
19 мая адвокат Татьяна Ковылкина заявила, что судья Кажымукан Мекемтас «подчищает» за прокуратурой их огрехи и просчеты. Затем она сообщила, что подозреваемых по делу не нашли из-за неправильного запроса в Интерпол.
20 мая Далабаева озвучила претензии к прокуратуре, в частности, обвинив ее в ненадлежащей работе, а 21 мая она сообщила, что Интерпол отклонил запрос по «Астана LRT» из-за искажения данных.
Подсудимым вменили в вину растрату Т5,8 млрд.
27 мая супруга подсудимого Улугбека Ачилова обвинила сотрудников следственных органов в превратном понимании слов президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева.
28 мая состоялось судебное заседание, в ходе которого были озвучены приговоры семи подсудимым по делу о хищениях в «Астана LRT». Вердикт суда сторона защиты сразу же назвала вопиющей несправедливостью.
13 июня КазТАГ сообщал, что бывшая «Астана LRT» объявила новый конкурс для займа $1 млрд под госгарантию Казахстана. Это уже третий конкурс, который проводит CTS, и второй на сумму Т680,652 млн, первый был на сумму Т649 млн, о чем агентство КазТАГ сообщало еще 16 июля 2020 года (тогда же агентство информировало, что бывшая «Астана LRT» хочет разместить ценные бумаги на сумму более $1 млрд под госгарантию за рубежом). Примечательно, что оба предыдущих конкурса в итоге были признаны не состоявшимися. До указанных событий – 13 июня 2019 года, то есть ровно два года назад, стало известно, что власти Казахстана одобрили госгарантию на $1,6 млрд для ТОО «Астана LRT», а еще раньше – 9 июля 2018 года сообщалось, что на первую очередь строительства проекта системы легкорельсового транспорта (ЛРТ) планируют направить более Т305 млрд.
Источник фото: КазТАГ/©Амир Касенов.