«Астана ЭКСПО-2017» может получить функцию по созданию оптово-распределительных центров

Астана. 28 апреля. КазТАГ – АО «Национальная компания «Астана ЭКСПО-2017» может получить функцию по созданию оптово-распределительных центров (ОРЦ), передает корреспондент агентства.

Для этого в стратегию развития нацкомпании на 2015-2024 годы намерены внести ряд изменений. В частности, в миссии может появиться формулировка «развитие торговой инфраструктуры в Казахстане.

«Общество нацелено на развитие в качестве управляющей компании нового стратегического направления деятельности – это развитие торговой инфраструктуры путем организации товаропроводящей системы на территории Республики Казахстан и за ее пределами. Как показывает мировой опыт, создание товаропроводящей инфраструктуры, состоящей из оптовых сельскохозяйственных рынков, обеспечивает свободный доступ сельхозтоваропроизводителям к рынкам сбыта, гарантирует сохранность, необходимую предпродажную подготовку и обработку продукции, что позволяет повысить качество продукции и своевременную ее реализацию. Подобное объединение сельскохозяйственных рынков в крупные специализированные центры именуемые ОЦР, представляют собой многофункциональные инфраструктурные торгово-логистические комплексы, которые подразделяются на несколько типов в зависимости от основной направленности, такие как хранение, распределение, торговля и их совмещение», - говорится в проекте поправок.

Согласно документу, ОРЦ – это многофункциональный инфраструктурный торгово-логистический комплекс, состоящий из складских помещений, павильонов и других помещений со специальным оборудованием, предназначенных для выполнения закупочных, подготовительных, распределительных и иных операций с продовольственными товарами для их последующей оптовой торговли на внутреннем и внешнем рынках.

При этом, ставится цель по созданию товаропроводящей системы как на территории Казахстана, так и за его пределами.

Проект подразумевает строительство сети ОРЦ, в том числе, предусматривает получение (выделение и отвод, или оформление) земельных участков под строительство ОРЦ – к 2022 году ожидается выделение 24 участков, и еще 24 участков к 2024 году.

«Существует нехватка мощностей по хранению плодоовощной продукции, производственных мощностей по первичной переработке (сортировка, калибровка, фасовка и упаковка), слабая обеспеченность соответствующей инфраструктурой, недостаток распределительных мощностей, слабое структурирование рынка и недостаток профессиональных и специализированных оптовых компаний, консолидирующих и обслуживающих сделки с продовольствием. Недостаток мощностей по хранению, подработке, упаковке и транспортировке, ведет к огромным потерям и снижению качества продукции», - сказано в документе.

При этом, по словам разработчиков, «данные факторы действуют разнонаправлено – потери приводят к тому, что увеличивается себестоимость товарной продукции, а снижение качества, наоборот, ограничивает цену продукции».

«Как результат, рентабельность производства сельскохозяйственной продукции часто не обеспечивает даже простого воспроизводства в хозяйствах, а уровень рентабельности в отдельных случаях зависит лишь от объема государственной поддержки, предоставляемой конкретному хозяйству. Таким образом, все указанные факторы оказывают непосредственное влияние на себестоимость продукции, огранивая уровень рентабельности сельскохозяйственного производства. Что в свою очередь, ограничивает возможности хозяйств по инвестированию в новые технологии, что лишь усугубляет проблемы высоких потерь. Поэтому решение данных проблем должно иметь комплексный характер путем создания дополнительных мощностей и формирование системы дистрибуции продовольствия в виде сети ОРЦ», - указывается в проекте.

Также представлен предварительный макроэкономичсекий эффект от создания товаропроводящей системы.

«Создание товаропроводящей сети ОРЦ позволит снизить непроизводственные потери сельхозтоваропроизводителей, гарантировать сбыт продукции и исключить неэффективных оптовых перекупщиков. На сегодняшний день, на рынке плодоовощной продукции отмечаются наиболее значимые потери (порядка 30% и более от объема производства). Основная причина в том, что порядка 80% поставляемой продукции приходиться на долю малых производителей (фермеры, личные подсобные хозяйства). Учитывая, что в республике объем производства сельхозпродукции составляет 7 889 тыс. тонн в год, из них порядка 40% или 3,2 млн тонн составляют, как правило непроизводственные потери, обусловленные отсутствием необходимой инфраструктуры для надлежащей транспортировки, хранения и переработки продукции, а также отсутствием рынка сбыта», - информируют авторы поправок.

По их словам, создание сети оптово-распределительных центров «обеспечит соответствующую дистрибуцию, хранение, транспортировку и сбыт, сельхозпродукции, что позволит фермерам более качественно планировать объемы и виды плодоовощной продукции, а также развивать свое производство».

«По предварительным расчетам создание товаропроводящей сети ОРЦ позволит сократить товарные потери при производстве, обработке, хранении и транспортировке с текущих 40% до 10% к 2025 году (с 1,7 до 0,5 млн тонн) и позволит сохранить 1,2 млн тонн плодоовощной продукции. При этом доходы фермеров увеличатся до Т72 млрд и при имеющихся субсидиях в размере Т244 млрд будут иметь возможность вложить инвестиции в производство сельхозпродукции порядка Т316 млрд», - утверждается в проекте поправок.

Как заявляют разработчики, «увеличение объемов собственных инвестиций в производство обеспечит дополнительный прирост возделываемых земель сельскохозяйственного назначения и позволит провести модернизацию и обновление сельскохозяйственной техники и оборудования, что поднимет рост объемов производства плодоовощной продукции и урожайность, что создаст дополнительный потенциал по экспорту плодоовощной продукции».

«Ожидается стабилизация и снижение цен для потребителя на сельхозпродукцию до 45%, за счет роста объемов производства плодоовощной продукции, модернизации сельскохозяйственной инфраструктуры, доступа к рынкам сбыта и повышения урожайности до 8%. Рост экспортного потенциала составит 1,45 млн тонн. Также за счет увеличения ликвидности и надежности СХТП, снижения рисков, позволит привлечь в сельское хозяйство дополнительно Т650 млрд от БВУ», - говорится в документе.

Кроме того, авторы проекта заявляют о сокращении теневой торговли.

«В период с 2020 по 2025 годы дополнительный объем налогов за счет вывода из тени увеличится с Т25 млрд до Т470,5 млрд соответственно. Создание товаропроводящей сети ОРЦ сократит число неэффективных посредников и снизит обороты теневой торговли с 51% до 31% от общего объема ненаблюдаемой экономики», - утверждают разработчики.

Источник фото: 2gis.kz


adimage