Астана. 20 апреля. КазТАГ – Адель Рустемова. В стране продолжается рост цен на различные виды топлива, редакция агентства узнала мнение эксперта в нефтегазовой отрасли, касательно будущего цен на горюче-смазочные материалы.
Согласно обзору КазТАГ, по состоянию на 20 апреля ситуация с ценами на горюче-смазочные материалы (ГСМ) в розничной сети выглядит следующим образом (цены приведены за 1 литр):
|
Royal Petrol |
«КазМунайГаз» |
Compass |
Helios |
АИ-98 |
Т212 |
Т189 |
Т215 |
Т191 |
АИ-95 |
Т190 |
Т169 |
Т178 |
Т177 |
АИ-92 |
Т170 |
Т153 |
Т160 |
Т157 |
Аи-80 |
Т275 |
212 |
- |
- |
ДТ |
Т187 |
Т193 |
- |
Т185 |
Автогаз |
Т81 |
- |
- |
- |
«С прошлого года бензин в Казахстане продают в убыток. При средней себестоимости добычи нефти в РК в районе $40 за баррель, цены по которым нефть поступает на наши НПЗ составляет около $20-30/баррель. Цены на внутреннем рынке всегда были в два-три раза ниже мировых, но рост расходов и падение курса тенге сделали это направление не то что низкорентабельным, а убыточным. Многие действительно не понимают этих экономических категорий, но убытки традиционно компенсировались экспортными доходами. Однако пандемия привела к снижению цен, а также у нас снизилась и сама добыча нефти в рамках соглашения ОПЕК+. Мы взяли обязательство по снижению производства нефти на 10-20%», - прокомментировал редакции КазТАГ ситуацию с ценами эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов.
По его словам, практика регулирования предельных розничных цен на 92-й бензин и дизельное топливо показала, что это приводит к дефициту топлива.
«Пример простой - аптеки сейчас не продают ряд лекарств, так как государство установило предельную розничную цену и штрафует аптеки, если они продают дороже. При этом цены закупа этих импортных лекарств выше, чем сама розничная цена. Подобная ситуация наблюдалась и по рынку ГСМ», - пояснил собеседник агентства.
Эксперт считает, что причиной оттока местного топлива за границу, что тоже создает угрозу дефицита, является то, что по всему периметру границ страны цены у соседей выше на Т60-80.
«На 12 апреля в нефтедобывающих Азербайджане и России литр 95-го стоит Т255 и Т273, в Кыргызстане – Т253, Узбекистане – Т299. В любимых для сравнения Эмиратах и Саудовской Аравии – Т256 и Т247. Рост цен на энергоносители – глобальная тенденция. При этом Казахстан входит в десятку стран по самому дешеевому бензину. Соотношение заработных плат и цен на топливо тоже на комфортном уровне», - добавил спикер.
Также эксперт рассказал о том, что с января 2020 года акциз на переработку нефти вырос, и это должно было привести к росту цен на Т5-7 за литр.
«С января этого года КТЖ увеличил тарифы на перевозку грузов на 13%. В этих условиях ни один товар не может держаться на прежних уровнях. Маржа АЗС раньше была в районе Т3-5 за литр топлива, а на сегодняшний день составляет Т1. При этом антимонопольные органы следят за ситуацией и повышение цен не было единовременным по всем АЗС. Кто-то повышал не сразу – так как продавали остатки и топливо с прошлого закупа», - считает эксперт.
Он отметил, что с марта 2021 года в Казахстане внедрены биржевые торги нефтепродуктами.
«Каждый может зайти на ЭТП – электронные товарные площадки – и смотреть результаты торгов. А при прохождении аккредитации – и участвовать в торгах. В стране внедрены рыночные принципы формирования цен. Среднее авто расходует 10 л на 100 км, при пробеге 1 тыс. км в месяц подорожание бензина на 10 тенге означает рост расходов на 1 тыс. в месяц. Мы за интернет платим больше! Вклад топлива в рост инфляции также невелик – 0,2%», - считает Байдильдинов.
Источник фото: Фото из открытых источников