Бензин продолжает дорожать в Казахстане – эксперт назвал главные причины

Дата: 16:22, 20-04-2021.

Астана. 20 апреля. КазТАГ – Адель Рустемова. В стране продолжается рост цен на различные виды топлива, редакция агентства узнала мнение эксперта в нефтегазовой отрасли, касательно будущего цен на горюче-смазочные материалы.

Согласно обзору КазТАГ, по состоянию на 20 апреля ситуация с ценами на горюче-смазочные материалы (ГСМ) в розничной сети выглядит следующим образом (цены приведены за 1 литр):

 

Royal Petrol

«КазМунайГаз»

Compass

Helios

АИ-98

Т212

Т189

Т215

Т191

АИ-95

Т190

Т169

Т178

Т177

АИ-92

Т170

Т153

Т160

Т157

Аи-80

Т275

212

-

-

ДТ

Т187

Т193

-

Т185

Автогаз

Т81

-

-

-

 

«С прошлого года бензин в Казахстане продают в убыток. При средней себестоимости добычи нефти в РК в районе $40 за баррель, цены по которым нефть поступает на наши НПЗ составляет около $20-30/баррель. Цены на внутреннем рынке всегда были в два-три раза ниже мировых, но рост расходов и падение курса тенге сделали это направление не то что низкорентабельным, а убыточным. Многие действительно не понимают этих экономических категорий, но убытки традиционно компенсировались экспортными доходами. Однако пандемия привела к снижению цен, а также у нас снизилась и сама добыча нефти в рамках соглашения ОПЕК+. Мы взяли обязательство по снижению производства нефти на 10-20%», - прокомментировал редакции КазТАГ ситуацию с ценами эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов.

По его словам, практика регулирования предельных розничных цен на 92-й бензин и дизельное топливо показала, что это приводит к дефициту топлива.

«Пример простой - аптеки сейчас не продают ряд лекарств, так как государство установило предельную розничную цену и штрафует аптеки, если они продают дороже. При этом цены закупа этих импортных лекарств выше, чем сама розничная цена. Подобная ситуация наблюдалась и по рынку ГСМ», - пояснил собеседник агентства.

Эксперт считает, что причиной оттока местного топлива за границу, что тоже создает угрозу дефицита, является то, что по всему периметру границ страны цены у соседей выше на Т60-80.

«На 12 апреля в нефтедобывающих Азербайджане и России литр 95-го стоит Т255 и Т273, в Кыргызстане – Т253, Узбекистане – Т299. В любимых для сравнения Эмиратах и Саудовской Аравии – Т256 и Т247. Рост цен на энергоносители – глобальная тенденция. При этом Казахстан входит в десятку стран по самому дешеевому бензину. Соотношение заработных плат и цен на топливо тоже на комфортном уровне», - добавил спикер.

Также эксперт рассказал о том, что с января 2020 года акциз на переработку нефти вырос, и это должно было привести к росту цен на Т5-7 за литр.

«С января этого года КТЖ увеличил тарифы на перевозку грузов на 13%. В этих условиях ни один товар не может держаться на прежних уровнях. Маржа АЗС раньше была в районе Т3-5 за литр топлива, а на сегодняшний день составляет Т1. При этом антимонопольные органы следят за ситуацией и повышение цен не было единовременным по всем АЗС. Кто-то повышал не сразу – так как продавали остатки и топливо с прошлого закупа», - считает эксперт.

Он отметил, что с марта 2021 года в Казахстане внедрены биржевые торги нефтепродуктами.

«Каждый может зайти на ЭТП – электронные товарные площадки – и смотреть результаты торгов. А при прохождении аккредитации – и участвовать в торгах. В стране внедрены рыночные принципы формирования цен. Среднее авто расходует 10 л на 100 км, при пробеге 1 тыс. км в месяц подорожание бензина на 10 тенге означает рост расходов на 1 тыс. в месяц. Мы за интернет платим больше! Вклад топлива в рост инфляции также невелик – 0,2%», - считает Байдильдинов.

Источник фото: Фото из открытых источников


Поделиться новостью:

adimage