Безразличное отношение к казахскому языку отмечено в проекте концепции языковой политики

Астана. 14 апреля. КазТАГ – Безразличное отношение к казахскому языку отмечено в проекте концепции развития языковой политики на 2023-2029 годы.

«Несмотря на то, что статья 4 закона «О языках» гласит, что «Государственный язык – язык государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, применяемый во всех сферах общественных отношений на всей территории государства», общественные отношения в Казахстане ведутся преимущественно на русском языке. Документы центральных и исполнительных государственных органов разрабатываются на русском языке и переводятся на казахский язык. То есть государственный язык, в соответствии со своим статусом, стал лишь переводческим языком, не выполняя функции основного языка. Основным языком законотворчества в стране также является русский. В частности, первые версии 601 закона, принятые в VI и VII созывах Парламента Республики Казахстан, разработаны на русском языке и переведены на казахский язык. Это негативно влияет на использование государственного языка во всех сферах, на общую репутацию. Вместе с тем, задерживает формирование и развитие официального стиля казахского языка как государственного», - говорится в проекте концепции.

Также указано, что в судопроизводстве в качестве приоритетного языка используется русский язык.

«Поскольку подавляющее большинство населения Казахстана состоит из представителей казахской национальности, это отрицательно сказывается на соблюдении личных прав граждан, свободном, объективном изложении своих мыслей. Также основной язык делопроизводства остается русским. В связи с этим казахский язык снова становится переводческим. Это формирует безразличное отношение к государственному языку, негативно влияет на потребность и спрос общества на государственный язык. Эти вышеизложенные моменты ясно показывают, что эта важная статья закона не выполняется», - сообщили авторы документа.

По их словам, в статье 8 закона «О языках» отмечено, что «Языком работы и делопроизводства государственных органов, организаций и органов местного самоуправления Республики Казахстан является государственный язык, наравне с казахским официально употребляется русский язык».

«Однако государственный язык не становится подлинным языком работы государственных органов. Только язык, ставший в международной практике языком повседневной работы, приобретает все большее значение и востребованность. Если язык не сможет стать рабочим языком, его статус остается только декларативным. Статус казахского языка как государственного во многом носит такой декларативный характер. Юридическая функция государственного языка также не может быть реализована в настоящей статье. В статье 9 Закона «О языках» отмечено, что «Акты государственных органов разрабатываются и принимаются на государственном языке, при необходимости, их разработка может вестись на русском языке с обеспечением, по возможности, перевода на другие языки». Однако акты большинства государственных органов разрабатываются на русском языке. В результате приоритет, отданный государственному языку по данной статье, не реализуется на должном уровне. Вместо этого предпочтение отдается дополнительной фразе во второй позиции «возможно на русском языке». По этой причине эта статья не выполняется», - сказано в сообщении.

В этой связи уполномоченным органом в сфере реализации языковой политики проведена системная работа по контролю за соблюдением языкового законодательства в Центрах обслуживания населения, общественных местах.

«В министерствах юстиции, финансов и акиматах областей, городов Астаны, Алматы, Шымкента проведена работа по принятию нотариусами необходимых мер при совершении нотариальных действий по представлению документов на государственном языке и переводу языка контрольно-кассовых машин на государственный язык. В соответствии со статьей 5 Закона РК «О нотариате» нотариальные действия должны совершаться в соответствии с Законом «О языках». В результате проведенной работы нотариусы ведут нотариальные действия в соответствии с законодательством РК о языках на основе запрос граждан», - добавили разработчики.

Они сообщили, что одним из способов расширения использования государственного языка при обслуживании населения являются операции на контрольно-кассовых машинах, а именно обращение внимания на запись информации в квитанциях, предоставляемых потребителям.

«В этой связи уполномоченным органом проводится совместная работа с местными исполнительными органами, а также органами государственных доходов и защиты прав потребителей. Однако данный вопрос до сих пор не решен на должном уровне. Квитанции, выдаваемые во всех торговых точках, банках второго уровня, аэропортах и других общественных местах, печатаются только на русском языке. Это позволяет дискриминировать граждан по языковому признаку и вызывает общественный резонанс. При этом для решения вопроса – двуязычной подачи информации, содержащейся в чеке, необходимо внесение изменений в нормативные акты, регулирующие эту сферу», - говорится в документе.

Также указано, что на сегодняшний день управления развития языков в каждом регионе является единственным органом, ответственным за реализацию государственной языковой политики на местах. Задача этих управлений – обеспечить исполнение закона «О языках» в регионах.

«Из-за сокращения управлений в большей части регионов работа по реализации языковой политики не ведется на должном уровне. На сегодняшний день сохранились самостоятельные управления по развитию языков только в Актюбинской, Карагандинской, Жамбылской, Жетысуской, Алматинской областях. Однако запланированные на ближайшее время меры оптимизации в сфере государственного управления создают риск объединения этих управлений с другими структурами. Это, в свою очередь, несомненно снизит качество и эффективность работы. Кроме того, в настоящее время одним из наиболее обсуждаемых вопросов стал вопрос об использовании государственного языка и его статусе. Координация работы в данном направлении и предупреждение обострения проблемы должны находиться в компетенции управлений по развитию языков в регионах», - отметили авторы.

Важным решением, по их словам, будет сохранение управления развития языков как самостоятельной структуры, координирующей работу по реализации государственной языковой политики в регионах и ответственной за нее.

«Следует отметить, что проведен ряд мероприятий по расширению сферы применения государственного языка и усилению нормативной базы. Государственный язык в сферах финансов и экономики, государственных закупок, банковской отрасли используется не на должным уровне. Для реализации конституционного статуса государственного языка в Казахстане необходимо совершенствовать действующее законодательство», - сказано в проекте концепции.

Ранее КазТАГ сообщал, что некоторые показатели госпрограммы языковой политики оказались не выполнены в Казахстане. В проекте концепции также указано, что сегмент казахов, как титульной нации, с годами увеличивается, а большинство тюркоязычных этносов Казахстана свободно владеют казахским языком. Кроме того, в документе отмечена необходимость активизировать языковую политику в Северо-Казахстанской, Костанайской и Карагандинской областях. Вместе с тем, выяснилось, что 100 госучреждений получили предупреждения из-за ситуации с казахским языком на их сайтах.

Источник фото: КазТАГ/©Амир Касенов.


adimage