Блогеры в отличие от традиционных СМИ не осознают ответственность за рекламу – мажилисмен

Астана. 16 июня. КазТАГ – Наказание за рекламу финансовых пирамид вводят для повышения ответственности блогеров, которые в отличие от традиционных СМИ не осознают свою ответственность за то, что рекламируют, считает депутат мажилиса Юрий Ли.

«Если мы возьмем истории аналогичные в рамках СНГ, везде она повторяется, то есть, есть лидеры мнения, определенные знаменитости, которые распространяли информацию о выгодных вложениях в те или иные проекты, в результате которых люди тысячами шли в эти проекты, брали кредиты, пенсионеры снимали свои депозиты, продавали квартиры, машины, несли туда деньги и в какой-то момент пирамида падала, и люди массово теряли свои накопления. Благодаря рекламе широкое распространение получили финансовые пирамиды. Понятно, что обратная сторона здесь – это достаточно низкий уровень финансовой грамотности и финансовой культуры, потому что люди элементарно даже не перепроверяют информацию, не обращаются к каким-то профильным специалистам», - сказал Ли агентству КазТАГ.

Он пояснил, что в связи с тем, что финпирамиды массово распространяются через рекламу, власти начали изучать этот вопрос «и выяснилось, что в принципе, в действующем законе о рекламе уже многие ограничения заложены, что можно рекламировать, что нельзя рекламировать».

«Но те люди, которые осуществляют рекламную деятельность, и понятно, что это не бесплатно делается, а реклама — это как раз распространение информации любым способом неопределенному кругу лицу для поддержания интереса к товару, работе, услуге или каким-то субъектам, соответственно, размещение информации в социальных сетях, например: «получите 300% годовых», «сделайте выгодные беспроигрышные вложения, которые гарантируются» – это все реклама», - подчеркнул парламентарий.

Как указал мажилисмен, есть статья 14 закона о рекламе, которая описывает как минимум три признака финансовой пирамиды и запрещает размещать в рекламе такого рода сведения.

«Запрещено рекламировать продукт, если он гарантирует доходность и эффективность, если этот продукт или услуга предполагают получение дохода одним физическим лицом за счет привлечения других физических лиц в данное мероприятие, это уже есть в законе о рекламе. Более того, если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, согласно статье 6, обязательно в рекламе необходимо указывать номер лицензии, орган, выдавший эту лицензию и так далее. Все реестры, например, компании, которые на финансовом рынке работают, компании, которые могут заниматься концентрацией капитала, привлечением денег со стороны населения, все это давно на сайтах Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) размещено. Будь то брокеры, дилеры или банки. Закон о рекламе установил, что рекламировать можно, что рекламировать нельзя, кто такой производитель рекламы, кто такой рекламодатель, кто такие распространители рекламы, все это там описано, но есть люди, которые говорят, что мы не знали, что это есть и на этом они избегают всяческой ответственности», - уточнил депутат.

Следует отметить, что известный блогер Бейбит Алибеков после оглашения депутатского запроса от 2 июня 2022 года о привлечении к ответственности лиц, рекламировавших финансовые пирамиды Mudarabah Capital в своем Telegram-канале опубликовал пост: «Ко мне постоянно обращаются мошенники с просьбой прорекламировать их пирамиду либо какую-то другую схему по отбору денег у наших самых умных людей, которые верят до сих пор в сказки. Было такое, что даже другие блогеры или люди, которых я знаю и которым доверяю, просили прорекламировать откровенные разводы, я им пытался объяснить, но рьяно спорили и обижались. Время все расставляет на свои мести, иногда нужно всего месяца три, а иногда несколько лет, как так долго, ума не приложу».

По словам мажилисмена, ответственность ужесточается для того, чтобы закрыть соответствующие пробелы в законодательстве.

«А что такое пробел? В данной ситуации, это если никто ответственности не несет за то, что люди несут массово убытки и массово вовлекаются, массово обманываются. Было предложено ввести уголовную ответственность за рекламу финансовых пирамид, как личное, непосредственное распространение информации о финансовых пирамидах публично или через средства массовой информации или через информационные электронные ресурсы. Для того чтобы те люди, которые осуществляли или потенциально могут такую рекламу осуществлять, были более ответственны к той информации, которую они размещают, к своей публике, к своим подписчикам, к своей аудитории, с которой они взаимодействуют, в том числе продавая им тот продукт, который через рекламу идет. Основная идея такая», - сказал собеседник агентства.

Он отметил, что в отличие от тех же блогеров, официально зарегистрированные СМИ четко осознают разницу между законной и незаконной рекламой.

«Так называемые традиционные средства массовой информации, телеканалы возьмем или печатные СМИ, у них у всех есть в социальных сетях свои Telegram-, Instagram-каналы, вот эти традиционные СМИ чтут закон о рекламе как святое писание. Они точно знают, какие ограничения есть, если какая-то финансовая организация приходит к ним рекламироваться, они сразу же спросят, согласно статье 6, о лицензии, обязательно посмотрят, включат это в рекламу, потому что они ответственно к этому относятся, потому что это юридические лица, у которых этот процесс налажен. А блогеры или другие какие-то знаменитости могут постить в одном «сторис» по двести разных реклам и даже не париться, что они там рекламируют. Они рекламируют совершенно разные продукты, едва ли они спрашивают сертификаты даже на ту же косметику», - сказал парламентарий.

Вместе с тем, Ли отметил, что не опасается хейта в социальных сетях в связи с новой инициативой.

«Я опасаюсь того, что обманутые люди приходят ко мне, а у меня ответов нет. Я ведь это делаю не потому что сам это придумал, у нас есть тысячи граждан, которые приходят жаловаться в мажилис, на выездах в регионы тоже приходят жаловаться, говорят: «Почему мы увидели такую-то рекламу, а этого человека не привлекли? Я свои деньги потерял» и так далее. Я, конечно, объясняю, что они не перепроверили информацию, что нужно более разумно к таким вещам относиться, что не бывает 300% годовых, но вопрос-то остается, нужно там что-то с этим делать, ну будет хейт, будет, то поделать», - добавил мажилисмен.

В заключение он привел пример Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ).

«Буквально позавчера в Арабских Эмиратах издали соответствующий законодательный акт, который устанавливает штраф в размере $136 тыс. либо тюремное заключение за рекламу и продвижение криптовалют, которые не подтверждены и нелицензированы в Эмиратах, а также за расчеты в этих криптовалютах. То есть, в ОАЭ, мы знаем, очень сильная экономика, один из мировых финансовых центров, как только возникает какая-то угроза финансовой системе, они быстро прогнозируют риски, вводят регулирование или ответственность. Все, что касается мошенничества и финансовых пирамид у них может дойти до смертной казни, в зависимости от роли и тяжести. Они моментально реагируют на какие-то вещи, которые ставят под угрозу экономику или финансовую безопасность», - рассказал депутат.

По его мнению, это говорит о том, что они постоянно держат руку на пульсе.

«Теневые расчеты, криптовалюта – это уклонение от налогов, это может быть валютой за наркотики, оружие, порнографию и все остальное, если мы видим, что финансовые пирамиды подпитывают теневую экономику, отмываются эти все преступные доходы и что впоследствии на них покупается, никто вообще не может сказать. Мы тоже должны реагировать и это есть признак цивилизованного государства, и мы должны такие вещи брать на вооружение», - заключил Ли.

Источник фото: parlam.kz


adimage