Четыре контейнерных терминала планируют построить на станции Достык к 2025 году

Астана. 21 декабря. КазТАГ – Четыре контейнерных терминала планируют построить на станции Достык к 2025 году, сообщает пресс-служба АО «НК «Қазақстан темір жолы».

«Амбициозные геостратегические планы Казахстана стать транспортно-логистическим хабом Евразийского континента успешно реализовываются. Значительные инвестиции в укрепление его позиций в качестве транзитного коридора приносят свои плоды. За прошлый год доход Казахстана от транзитных перевозок составил свыше Т450 млрд», - говорится в сообщении в понедельник.

Как уточняется, большую роль в развитии Казахстана как транзитного пункта на стыке Европы и Азии играет «Қазақстан темір жолы». В 2019 году объем транзитных грузов, перевезенных через нашу страну, составил 19,4 млн тонн. При этом, 17,5 млн тонн перевезено через инфраструктуру КТЖ.

«За последние десять лет КТЖ создал достаточно прочный инфраструктурный фундамент, усиливающий интеграцию транспортной сети страны в международные коридоры. В рамках государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию до 2015 года построены железнодорожные линии Узень - государственная граница с Туркменистаном и Коргас – Жетыген, позволившие сформировать новые маршруты в направлениях Восток – Запад и Север – Юг. Первая линия обеспечила прямой выход Казахстана на Туркменистан, Иран и страны Персидского залива. Железнодорожная линия Коргас – Жетыген - второго международного пограничного железнодорожного перехода между странами и увеличила объем транзитного грузопотока из Китая в Европу и Азию, сократив расстояние на 500 км», - пишет пресс-служба.

Отмечается, что дополнительный импульс развитию транзитного потенциала страны дала государственная программа инфраструктурного развития «Нурлы жол», которую утвердил первый президент РК Нурсултан Назарбаев в апреле 2015 года. Было введено в эксплуатацию свыше 1300 км новых железных дорог, направленных на повышение транзитного потенциала и на оптимизацию внутренних перевозок.

Так, строительство линии Жезказган – Бейнеу обеспечило кратчайшее соединение центра и запада Казахстана. Центральный и северный регионы страны соединил участок Аркалык – Шубарколь. За счет строительства вторых путей в два раза увеличена пропускная способность линии Алматы – Шу. Новая линия Боржакты – Ерсай связала с железнодорожной магистралью паромный комплекс Курык.   

В сообщении говорится, что паромный комплекс Курык – отдельная часть госпрограммы. В помощь загруженному порту Актау, в связи с растущим объемом грузов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту, было принято решение о строительстве паромного комплекса в порту Курык.

«Строительство порта началось в апреле 2015 года. 6 декабря 2016 года в эксплуатацию введена первая фаза железнодорожного паромного комплекса порта Курык мощностью 4 млн тонн. Через год в тестовом режиме произведен запуск автомобильного перехода, позволяющего переваливать дополнительно 2 млн тонн грузов ежегодно. Сегодня порт Курык – это мультимодальный транспортный хаб, который может обслуживать до восьми паромов в сутки и обеспечивать перевалку грузов в объеме 6 млн тонн в год. По оценкам «Самрук-Қазына», масштабные инвестиции в инфраструктуру будут вносить вклад в экономическое развитие Казахстана на уровне 0,1-0,2% ежегодно в течение следующего десятилетия», - отмечается в сообщении.

По данным МИИР РК, в 2019 году через морские порты Актау и Курык было перевезено порядка 6 млн тонн грузов, из них 2,2 млн тонн нефти, 2,5 млн тонн сухих грузов и 1,4 млн тонн паромных грузов. За первый квартал 2020 года экспортировано около 1,3 млн тонн грузов (нефть и нефтепродукты, зерно, металл). Импорт составил 224,9 тыс. тонн (ТНП, продукты питания, строительные материалы, цемент). Обработано портами порядка 60,8 тыс. тонн транзитных грузов (продукты питания, бытовая техника, медикаменты).

Как отметил в своем недавнем послании президент РК Касым-Жомарт Токаев, успешная реализация первого этапа программы «Нұрлы жол» позволила соединить столицу страны с регионами по «лучевому» принципу. Сформирован новый инфраструктурный каркас транспортной системы, обеспечена интеграция страны в глобальные транспортные коридоры, восстановлен исторический статус Казахстана как связующего звена между Азией и Европой.

«Однако конкуренция в этой сфере очень высока. В Центрально-Азиатском регионе появились альтернативные проекты, которые могут снизить транзитный потенциал Казахстана. Поэтому второй этап «Нұрлы жол» должен быть нацелен на закрепление лидирующей роли транспортно-транзитного сектора нашей страны», - отметил он.

Для АО «НК «Қазақстан темір жолы», выступающего основным провайдером транзитной стратегии страны, это означает лишь одно – продолжить активную работу по развитию транспортно-логистической инфраструктуры страны.   

В рамках новой программы «Нурлы жол» на 2020-2025 годы за счет частных инвестиций планируется строительство четырех новых контейнерных терминалов на станции Достык. Это обеспечит рост обработки контейнеров к 2025 году до 1 млн т ДФЭ в год.

За счет республиканского бюджета предусмотрена реализация проекта «Модернизация железнодорожного транспортного коридора Достык – Мойынты».

«В рамках модернизации вышеуказанного участка будут выполнены работы по строительству новых раздельных пунктов, развитию существующих раздельных пунктов, строительству вторых путей. Ожидается, что пропускная способность увеличится более чем в два раза, а скорость контейнерных поездов до 1250 км/сутки. Рассматривается строительство новой железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал, которая позволит разгрузить загруженный участок Сарыагаш – Ташкент, также будет способствовать социальному и экономическому развитию региона за счет соединения густонаселенного и агропромышленного района с основной сетью железных дорог. В частности, речь идет о создании новых рабочих мест, снижении стоимости товаров для жизнеобеспечения населения, бесперебойности транспортного обслуживания, развитии сельскохозяйственного производства, дополнительных налоговых поступлениях и снижении уровня безработицы», - резюмируется в сообщении.

Справочно: За 10 месяцев текущего года по железной дороге перевезено 17,2 млн тонн транзитных грузов, что на 24% больше, чем за соответствующий период 2019 года (13,9 млн тонн). Для сравнения, автомобильным транспортом за этот период перевезено 1,66 миллиона тонн транзитных грузов.

За этот период через территорию Казахстана перевезено 718,6 тыс. контейнеров, что на 35% больше, чем в прошлом году.

В направлении Китай – Европа – Китай транзит составил 444,5 тыс. контейнеров. Это на 62% больше, чем за аналогичный период 2019-го года.

 

Источник фото: пресс-служба КТЖ.


adimage