Астана. 23 августа. КазТАГ – Член Национального курултая – журналист Денис Кривошеев обратился к генеральному прокурору в связи с ситуацией в аэропорту Нур-Султана, передает корреспондент агентстства.
«Сегодня как действующий член Национального курултая обратился к генеральному прокурору Берику Асылову, в «антикор» к Бектенову, в счетный комитет к Годуновой, в МИИР к Ускенбаеву и АФМ Элиманову с просьбой разобраться удручающей ситуацией в столичном аэропорту. Предприятие задыхается от долгов, неравен час станет банкротом, но расточительства там хоть отбавляй», - написал Кривошеев во вторник на своем Telegram-канале.
По его словам, львиная доля доходов от реализации топлива в аэропорту Нур-Султана приходится на сторонние организации.
«Самым крупным из них является частная компания «Тарлан Аэро», не являющаяся ресурсодержателем. Компания не имеющий своего объема авиационного топлива, по факту «посредник», занимающаяся заправкой воздушных судов, при этом, получающая авиакеросин по реестру распределения авиационного топлива по цене себестоимости казахстанских нефтеперерабатывающих заводов. Так вот, в августе 2022 года, когда в Казахстане наступил острый дефицит авиатоплива, комитет гражданской авиации (КГА), как мне стало известно, в лице Талгата Ластаева официально рекомендует передачу 1 тыс. тонн топлива в пользу компании «Тарлан Аэро». Далее, «Тарлан Аэро» закупает данный объем по цене Т300 тыс. за тонну и продает авиакомпаниям в аэропорту города Нур-Султан по цене до Т1 млн за тонну. Вывод: аэропорты и авиакомпании остаются без керосина, а частная компания зарабатывает за один лишь август до Т700 млн», - сообщил журналист.
Он приложил схему распределения керосина.
«Таким образом, уменьшаются доходы аэропорта, находящегося в государственной собственности и имеющего серьезные долги перед банками, кредиторами, которые с трудом обслуживает. Аэропорт ограничен в средствах настолько, что не в состоянии не только построить новую взлетную полосу, столь необходимую для столицы, но и нормально ремонтировать старую, и просит выделить средства из республиканского бюджета на ремонт ВПП. Не может обновить комплекс ГСМ, оборудование и спецтехнику. Позиция руководства авиапредприятия является сдерживающим фактором в развитии аэропорта ввиду низкой профессиональной компетенции», - заявил автор.
По его словам, присутствие компании-посредника «Тарлан Аэро» руководством аэропорта не оспаривалось в судах и уполномоченном органе.
«Кроме того, необходимо проверить, кому и от какого юрлица в случае с «Тарлан Аэро» выставляются счета за керосин авиакомпаниям. «Тарлан Аэро» управляется Артуром Лукашкиным, по некоторым сведениям, гражданином Португалии, так же есть информация, что счета за казахстанский керосин в аэропорту Нур-Султан выставляются не «Тарлан Аэро», а компанией Aster Aviation, зарегистрированной в Дубае и принадлежащей Артуру Лукашкину. Следовательно, Aster может выводить деньги за рубеж и уходить от уплаты налогов в РК», - добавил член Нацкурултая.
Он попросил разобраться в вопросе распределения топлива, выявить заинтересованные в неправомерном распределении удешевленного топлива среди потребителей в Казахстане.
«Здесь хочу заострить внимание. Распределенное топливо должно быть направлено только на обслуживание интересов простых граждан и авиакомпаний, выполняющих регулярные рейсы. Никакая частная авиация, ни какие иностранные чартеры, ни грузовые самолеты не должны получать топливо по специальным ценам. Это преступление против государства», - подчеркнул автор.
Отдельно он остановился на ситуации с организацией бортового питания.
«В ходе изучения договора совместной деятельности с кейтиринговой компанией Gate Gourmet Central Asia по обеспечению бортовым питанием в рамках совместного договора, ТОО имеет более высокую ставку дохода в размере 86% против 14% «аэропорта». Это по сути наносит ущерб аэропорту, так как аэропорт лишен значительной части законных доходов. Так в целом за девять месяцев 2020 года было получено доходов Т264 млн, ориентировочно Т830 млн составил доход второго участника Gate Gourmet Central Asia», - уточнил журналист.
Он считает, что «в случае пересмотра договорных отношений с компанией на основании общепринятых паритетных отношений, или управлении данным бизнес проектом аэропортом с привлечением опытных зарубежных или местных специалистов в данной области, ожидаемый эффект варьировался бы в диапазоне от Т1 млрд до Т2 млрд в год».
«Усугубило положение недавнее перезаключение договора с малоизвестной фирмой, инициированное руководством аэропорта с тем же убыточным эффектом и низким возмещением в размере 20%, что негативно сказывается на общем формировании доходной части бюджета предприятия, имидже. Вызывает особую озабоченность позиция руководства аэропорта, а точнее его намеренное бездействие. По сути, это вывод денежных средств в пользу сторонней организации и необходимо выяснить, кто конечный бенефициар этого контракта», - добавил Кривошеев.
Также он затронул тему бизнес-авиации.
«Astana aviation services, которая как и «Тарлан Аэро» и Aster Aviation Services принадлежит Артуру Лукашкину. По неизвестным причинам, через постановление правительства ему передан под управление полноценный самый высокодоходный сегмент – обслуживание чартерной и деловой авиации – бизнес-терминал аэропорта. Аэропорт мог бы получать гарантированный высокий доход по обслуживанию рейсов, пассажиров и багажа, без скидок на тарифы взлет-посадку, а также производить заправку топливом, которой на данный момент занимается «Тарлан Аэро». Сейчас же, просто недополучает значительные финансовые средства, и не имеет возможности покрывать затраты предприятия. Вопрос по возращению контроля над данной услугой руководством аэропорта не инициировался, не оспаривался в судебном порядке законность передачи услуги, и активов в возмездное пользование, имея при этом многомилиардные задолженности перед финансовыми институтами как внутри страны, так и за рубежом», - сказано в сообщении.
По словам автора,» Astana Aviation Services, используя свое монопольное положение по управлению терминалом, вытеснило других хэндлеров с рынка, а также после получения в управление терминал удвоила тариф за пассажира».
«Даже после января руководство Аэропорта не задается вопросом, как компания, созданная за несколько месяцев до получения в управление терминала, через постановление правительства получает контракт от аэропорта, оставляя аэропорту лишь малую часть доходов. Был ли конкурс? Очень важно понимать, что если общество вернет контроль над терминалом, то, с учетом уровня установленных тарифов, доход по данной услуге может составлять до Т1 млрд в год», - написал журналист.
Касательно закупа снегоуборочной техники он сообщил, что «для модернизации технической базы наземными средствами обеспечения и содержания аэродрома аэропорта была разработана и утверждена с последующим выделением целевого финансирования по линии республиканского бюджета на основании технико-экономического обоснования (покупка – КазТАГ) необходимых транспортных средств, которая подразумевала приобретение унифицированной снегоуборочной техники марки «Шмидт», как уникальной и спроектированной непосредственно для работы аэропортов».
«Данная техника имеет серийное производство, спецоборудование устанавливается на серийные шасси европейских автоконцернов. Несмотря на то, что были выделены значительные целевые финансовые средства, имело место проведение конкурса, в котором победил участник с торговой маркой «Боушинг» не производивший подобное оборудование более 20 лет. Победитель до сих пор не смог подтвердить базовое «серийное шасси» марки Mercedes, согласно технической спецификации поставленных транспортных средств», - сообщил член Нацкурултая.
По данному вопросу, добавил он, «необходимо проведение технической экспертизы для определения «серийности шасси» транспортного средства».
«Важно отметить, что компания «Шмидт» обращалась с письмом к аэропорту и текущая позиция руководства АНН в части поставленных вопросов, изложенных в письме компанией, вызывает недоумение. До сих пор не даны ответы, как конечного пользователя снегоуборочной техники. Таким образом есть определенные вопросы, так как выделенные целевые средства на приобретение унифицированной техники марки «Шмидт» оказались в конкурсной среде, ведь закупленная техника могла не соответствовать элементарным техническим требованиям, что в общем то и случилось», - резюмировал Кривошеев.
Редакция КазТАГ обратилась в пресс-службу аэропорта Нур-Султана за комментариями касательно описанной ситуации.
Источник фото: 2gis.kz