Астана. 8 апреля. КазТАГ – Депутаты мажилиса выступили против ряда спорных поправок в Налоговый кодекс, в том числе против снижения порога обязательной регистрации по налогу на добавленную стоимость (НДС) до Т15 млн и ряда других предложенных изменений, передает корреспондент агентства.
«Фракция партии Amanat в мажилисе выступает против снижения порога обязательной регистрации по НДС до Т15 млн. Кроме того, депутаты выразили несогласие с идеей снизить ставку корпоративного подоходного налога для обрабатывающей промышленности и не поддерживают введение дополнительной налоговой нагрузки на сферу здравоохранения», - сообщает пресс-служба фракции Amanat во вторник.
Как отмечается, в своем выступлении на расширенном собрании фракции Amanat спикер мажилиса, председатель партии Ерлан Кошанов особо подчеркнул, что глава государства Касым-Жомарт Токаев предупреждал, что изменения налоговой политики не должны приводить к ухудшению условий для предпринимателей.
«Президент ставил перед нами четкую цель – принять понятный и предсказуемый Налоговый кодекс. Он должен стать символом Справедливого Казахстана. К нему приковано внимание всего общества, которое ждет от нас принятия правильных решений. Налоговый кодекс должен стать отправной точкой для нового этапа честных отношений государства, бизнеса и граждан», - сказал Кошанов.
Он также добавил, что государство должно разработать такие правила игры, которые обеспечат с одной стороны развитие экономики, с другой – простимулируют бизнес. При этом на системном уровне должна быть решена проблема дефицита бюджета, а Правительство должно перестать постоянно брать деньги из Национального фонда для покрытия текущих расходов.
«В ходе заседания заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Серик Жумангарин представил позицию Правительства по проекту Налогового кодекса. В частности, предлагается снижение порога регистрации по НДС до Т15 млн, введение базовой ставки НДС в 16% и снижение ставки КПН до 10% для обрабатывающей промышленности. Также обговаривается поэтапное введение ставки НДС в сфере здравоохранения, отмена 128 налоговых льгот на сумму свыше Т1,3 трлн. Кроме того, рассматривается введение прогрессивной шкалы по ИПН – 15% для доходов выше 8500 МРП в год и увеличение ставки налога на недвижимость при цене свыше Т450 млн», - говорится в сообщении.
Вместе с тем, эти и другие инициативы правительства, по мнению депутатов, вызывают много споров в обществе, требуют детального просчета и дополнительной глубокой проработки.
«Фракция Amanat обозначила семь приоритетных направлений, которые должны быть обязательно учтены в новом Налоговом кодексе. В первую очередь, депутаты выразили несогласие с планами правительства по снижению порога регистрации по НДС, подчеркнув, что это может поставить под угрозу существование малого и среднего бизнеса и способствовать его уходу в тень. Депутаты предложили, как минимум, в два раза поднять предлагаемый порог НДС в Т15 млн. Все необходимые ресурсы для этого есть. Также было отмечено, что необходимо освободить от НДС 19 социально значимых продовольственных товаров, что даст реальную поддержку гражданам. Кроме того, депутаты предложили убрать НДС для отечественного книгоиздания, археологии и анимации», - сказано в сообщении.
Отмечается, что особую обеспокоенность вызвали предложения по повышению НДС в здравоохранении и обложению налогом финансовых услуг.
«По мнению депутатов, такие меры приведут к росту цен и лягут дополнительным бременем на население, что в нынешних условиях недопустимо. Вопрос изменений в специальных налоговых режимах также остаётся острым: фракция считает необходимым сохранить режим розничного налога и упростить регулирование путём перехода к «запретительному» списку видов деятельности. Также депутаты предложили разрешить взаимоотношения между предпринимателями, работающими в специальном налоговом режиме, то есть в формате В2В», - добавили в партии.
Много вопросов у депутатов вызвало предложение о снижении ставки корпоративного подоходного налога в обрабатывающей промышленности с 20% до 10%.
«Депутаты обратили внимание на то, что такая мера приведет к прямым потерям бюджета – порядка Т94 млрд уже в следующем году. Кроме того, это может создать неравные условия конкуренции между отраслями, нарушить рыночные принципы и спровоцировать искусственные схемы регистрации бизнеса в производственном секторе для ухода от налогов. При этом представители обрабатывающей промышленности и так пользуются значительными налоговыми стимулами, а само по себе снижение ставки не гарантирует роста инвестиций, но может усугубить фискальную нагрузку на бюджет. В связи с этим фракция считает снижение ставки КПН недопустимым», - отмечается в сообщении.
Также депутаты обратили внимание на необходимость сохранения текущего порядка налогообложения сельхозпроизводителей, предоставляющего им 70%-ю льготу по НДС. По их мнению, такая система является более выгодной, чем полное освобождение от налога, и должна быть сохранена. Что касается экспортеров аграрной продукции – возврат НДС, по мнению депутатов, должен производиться только по фактически уплаченным суммам.
«Не осталась без внимания и тема платформенной занятости. Фракция подчеркнула, что около 800 тыс. граждан, занятых в этой сфере, должны быть защищены от ухудшения условий налогообложения. Необходимо предусмотреть такие механизмы, которые легализуют их труд и одновременно обеспечат защиту их прав. Кроме того, член фракции партии Amanat, руководитель рабочей группы по Налоговому кодексу Берик Бейсенгалиев отдельно остановился на предложениях правительства по льготам для недропользователей. В частности, он предложил отказаться от зачета налога на добычу полезных ископаемых на сжигаемый попутный газ исходя из его себестоимости. Вместо этого депутат предложил взимать налог исходя из мировых цен на газ, с учетом мировой практики. Также он считает правильным убрать альтернативный налог на недропользование на истощающиеся нефтяные месторождения; налоговые льготы для переработчиков твердых полезных ископаемых. Народный избранник заявил, что эти меры по предварительным расчетам принесут в бюджет больше Т1 трлн. Также необходимо усилить борьбу с контрабандой. Анализ показывает, что только от нелегального ввоза сигарет бюджет теряет около Т100 млрд в год», - отмечается в информации.
Депутаты представили свои замечания и предложения и по другим спорным нормам проекта Налогового кодекса.
«В завершении заседания председатель партии Ерлан Кошанов подчеркнул, что по поручению президента работа над новым проектом Налогового кодекса должны быть завершена в первом полугодии текущего года. Сроки очень сжатые, поэтому правительство и депутаты должны активно работать, чтобы достичь взаимопонимания и рассмотреть предложения по проекту документа. Уже на этой неделе проект Налогового кодекса будет рассмотрен мажилисом в первом чтении. На заседании депутаты и общество ждут от правительства конкретных ответов по всем поставленным на собрании фракции вопросам», - говорится в сообщении.
Напомним, 28 января 2025 года на расширенном заседании правительства премьер-министр Олжас Бектенов сообщил, что правительство предлагает повысить НДС в Казахстане и заявил о недостаточности «бюджета развития». Позднее вице-премьер – министр национальной экономики Серик Жумангарин заявил, что окончательное решение по ставке налога НДС не принято, но его надо повышать. В этот же день Жумангарин заявил, что потребитель в связи с увеличением ставки НДС безусловно ощутит на себе повышение цены, и оно будет. Вместе с тем, на том же расширенном заседании кабмина 28 января 2025 года президент Касым-Жомарт Токаев сказал о необходимости тотальной экономии бюджета и внедрения строгого контроля над расходами для предотвращения экономической стагнации, заявив, что пришло время затянуть пояса и жить по средствам.
3 февраля КазТАГ сообщил, что в Казахстане запустили петицию против снижения порога по НДС до Т15 млн. Вместе с тем запущена и другая петиция – против повышения ставки НДС.
7 февраля Токаев заявил, что названная кабмином ставка НДС была завышена и вызвала острую реакцию, поручив дополнительно проработать вопрос по ставке НДС. 10 февраля КазТАГ сообщал, что власти рассматривают дифференциацию ставок НДС от 0% до 16%.
11 февраля стало известно, что кабмин предлагает установить базовую ставку НДС на уровне 16%. Кроме того, выяснилось, что правительство настаивает на снижении порога постановки в Казахстане на учет по НДС до Т15 млн. Также озвучено, что власти планируют пересмотреть режим розничного налога. Помимо этого, стало известно, что в результате налоговой реформы в Казахстане ежегодно планируют собирать до Т5 трлн налогов. Как сообщил премьер Бектенов, поправки по НДС и другие изменения по налогам планируется внести в мажилис до 20 февраля, что в итоге и было сделано – законопроект был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента.
12 февраля вице-министр национальной экономики Азамат Амрин заявил, что ежегодно государство теряет порядка Т800 млрд подоходного налога от дроблений бизнеса.
25 февраля КазТАГ привел ответ Бектенова на депутатский запрос, в котором премьер сообщил, что изменение ставок НДС не имеет прямой связи с уровнем теневой экономики. Также КазТАГ привел слова премьера о том, что повышение НДС – это часть комплексных реформ по перераспределению средств и без этого других мер недостаточно для обеспечения качественного экономического роста. Также, отвечая на тему НДС, Бектенов выразил мнение, что дисбаланс между денежно-кредитной и фискальной политиками повлиял на способность государства решать амбициозные задачи.
26 февраля сообщалось, что издание Exclusive уличило Жумангарина во лжи на тему НДС. Позднее ответственность за недостоверные данные про НДС от Жумангарина взяла на себя его советница Алия Рахимова, которая позже оказалась в центре скандала – ее обвинили в угрозе и грубом отношении к журналисту, пытавшейся задать вопросы вице-премьеру – министру нацэкономики.
Источник фото: Партия Amanat