Доля Китая в экспорте казахстанского зерна останется незначительной даже при объемах в 1 млн тонн ежегодно - эксперт

Алматы. 19 марта. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Даже если Казахстан экспортирует ежегодно 1 млн тонн зерна в Китай, то все равно его доля останется незначительной, считает эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого президента РК Руслан Изимов.

«Ситуация с экспортом казахстанского зерна на сегодня выглядит таким образом, что на данный момент Китай не является основным рынком сбыта казахстанской продукции сельского хозяйства. Если Китай начнет импортировать из Казахстана 1 млн тонн зерна ежегодно, доля Китая останется незначительной в экспорте казахстанского зерна. Так, к примеру, по итогам 2018 года мы получили чуть больше 20 млн тонн зерна», - прокомментировал Изимов для КазТАГ заявление вице-министра сельского хозяйства РК Гульмиры Исаевой о том, что в ближайшие годы Казахстан намерен экспортировать пшеницу на традиционные рынки, восстановить свои позиции в Грузии, Иране, ведет переговоры с Китаем об увеличении квоты до 1 млн тонн зерна ежегодно.

Вообще, продолжает эксперт, озвученные министерством сельского хозяйства планы вполне реалистичны.

«Для этого имеются все условия. Китай заинтересован в увеличении импорта зерновых. Казахстан имеет возможность экспортировать в Китай еще больше пшеницы и других продуктов сельского хозяйства. Нужно только договориться», - полагает собеседник агентства.

Насколько нам известно, дополнил спикер, благодаря усиленным переговорам нашего Минсельхоза с китайскими партнерами еще в 2017 году удалось достичь соглашения по увеличению квоты на импорт зерна из Казахстана до 500 тыс. тонн.

«Тогда же стороны договорились увеличить квоту до 1 млн тонн через 2 года, то есть к 2019 году. Как выясняется, сейчас стороны ведут переговоры именно по этому поводу», - пояснил Изимов.

По его данным, за 2017 год в Китай было экспортировано всего 260 тыс. тонн.

«Для сравнения, в соседний Узбекистан, где рынок намного меньше, чем в Китае, было экспортировано 1,6 млн тонн зерна в 2017 году, а в Таджикистан – 1 млн тонн. Иными словами, главными рынками сбыта казахстанского зерна до сих пор остаются центрально-азиатские соседи. Этому способствует уже имеющаяся логистика с акцентом на железнодорожные поставки», - уточнил эксперт.

В перспективе, заметил собеседник агентства, китайское направление, безусловно, станет для нас весьма интересным и этому будет способствовать несколько факторов.

«Наш восточный сосед вынужден увеличивать импорт сельхозпродукции из-за рубежа. В Китае все хуже обстоят дела с пахотными землями и в целом с экологией. Более того, параллельно с ростом уровня жизни в Китае повышается запрос на органическую продукцию, будь то мясо или зерновые культуры. В этом плане продукция казахстанского аграрного сектора пользуется большим спросом», - констатирует спикер.

Таким образом, подчеркнул Изимов, у нас есть неплохой шанс увеличить поставки зерновых в Поднебесную.

«Для чего, с одной стороны, нужно вести постоянный конструктивный диалог с китайской стороной, а, с другой стороны, важно повышать качество нашей продукции, поскольку на китайском рынке у Казахстана много конкурентов», - предлагает эксперт.

В целом, акцентировал собеседник агентства, как показывают данные в 2018 году, объемы экспорта казахстанского зерна в Китай резко увеличились и составили 503 тыс. тонн.

«Тем самым Китай уже стал третьим импортером казахстанского зерна. Это значит, что работа в этом направлении продвигается успешно и в этом безусловная заслуга сельскохозяйственного ведомства», - заключил Изимов.

Напомним, ранее вице-министр сельского хозяйства РК Исаева заявила, что в ближайшие годы Казахстан намерен экспортировать пшеницу на традиционные рынки, восстановить свои позиции в Грузии, Иране, ведет переговоры с Китаем об увеличении квоты до 1 млн тонн зерна ежегодно.

«Традиционные рынки – это Средняя Азия и Афганистан. Сейчас у нас Китай становится традиционным рынком. В январе мы подписали меморандум по пшенице с Ираном, так как последние 3 года Иран был закрыт для нас. Также мы прорабатываем запрос с Грузией по нашей казахстанской пшенице. Ранее мы там активно присутствовали, потом снизили до минимума. Сейчас хотим обратно восстановить объемы. Таким образом, мы для себя прорабатываем – восстановить свои позиции там, где ранее присутствовали и открыть новые рынки», - сообщила Исаева журналистам после пресс-конференции в правительстве 14 марта.

Источник фото: Фото из открытых источников


adimage