Эксперт: Отсутствие широкополосного доступа к сети на селе ведет к неравенству образования

Алматы. 1 октября. КазТАГ – Владимир Радионов. Отсутствие широкополосного доступа к интернету на селе ведет к неравенству образования, считает ИО доцента кафедры регионоведения ЕНУ им. Гумилева Жаслан Нурбаев.

«Отсутствие интернета в сельских школах не дает проводить заседания ресурсных и опорных центров, очень сложно заполнять электронный документооборот, сложно повысить уровень квалификации учителей – все это приводит к увеличению разрыва в качестве знаний между городскими и сельскими школьниками», - сказал Нурбаев в ходе экспертного обсуждения «Малокомплектные школы РК: проблемы и перспективы в качественном и цифровом измерениях» во вторник.

К таким вывода исследователь пришел в ходе проведенного им исследования «Роль информационно-коммуникационных технологий в повышении качества образования в малокомплектной школе», которое он и презентовал на площадке аналитической группы «КИПР».

«Эти выводы подтверждаются международными и национальными исследованиями. Так по международному исследованию PISA-2015, разрыв знаний между сельскими и городскими школьниками составляет 1,5 года, а по национальному ВОУД-2018 (Внешняя оценка учебных достижений» – семь баллов», - уточнил спикер.

Не отрицая того, что работа по цифровизации сельских школ ведется, исследователь отметил ряд имеющихся противоречий в имеющихся программах.

«По программе «Цифровой Казахстан» к 2020 году 2 тыс. школ должны быть оснащены широкополосным интернетом, но в нее попадают всего 40% сельских школ. В это же время реализуется другой проект – Всемирного банка и министерства образования и науки по модернизации образования: в ней до 2021 года мультимедийным оборудованием будут оборудованы практически все сельские школы. Получается в 2020-2021 годах 100% школ будет обеспечены этим оборудованием, но опять же – не будет интернета, как это оборудование будет работать – непонятно», - подчеркнул эксперт.

Еще одна выявленная им проблема – финансирование городских и сельских школ, чем занимаются акиматы на местах, ведется непропорционально.

«В качестве рекомендации я бы предложил синхронизировать имеющиеся программы, вести их реализацию прозрачно (потому что программу «Цифровой Казахстан» реализует АО «Казахтелеком», и как оказалось, взять какую-то информацию у этой организации очень сложно), и ввести новую модель финансирования сельских школ – напрямую из МОН, через региональные управления, сразу в школы, минуя акиматы», - резюмировал Нурбаев.

В свою очередь заместитель президента АО «Информационно-аналитический центр» МОН РК Мираим Атанаева поправила исследователя, что по данным PISA-2015 разрыв между городскими и сельскими школьниками составляет не 1,5 года, а полгода.

Между тем, проблема интернета на селе вообще, а не только в школах, была предметом обсуждения заседания правительства. По данным министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, более 5 тыс. сел в Казахстане не имеют широкополосного доступа к интернету.

«До конца 2022 года 5089 сельских населенных пунктов будут подключены к сети интернет, для остальных сел будет обеспечена техническая возможность обеспечения интернетом с применением спутниковых технологий. Подключение к сети интернет сельских населенных пунктов будет осуществляться в соответствии со списком перспективных сел, подготовленным министерством национальной экономики», - сказал министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагалиев на заседании правительства 1 октября.

Источник фото: Фото из открытых источников.


adimage