«Этих мер недостаточно для обеспечения качественного экономического роста»

Астана. 25 февраля. КазТАГ – Повышение налога на добавленную стоимость (НДС) – это часть комплексных реформ по перераспределению средств и без этого других мер недостаточно для обеспечения качественного экономического роста, сообщил премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов.

«Повышение НДС – это часть комплексных реформ, направленная на перераспределение средств для усиления роли реального сектора в экономике и снижения зависимости от волатильности сырьевых рынков. (…) Как вы знаете, в настоящее время на обсуждении в мажилисе парламента находится проект нового Налогового кодекса. В нем предусмотрен ряд мер, связанных с сокращением налоговых льгот, повышением налогов для банков второго уровня, игорного бизнеса, предметов роскоши и так далее. Однако этих мер недостаточно для обеспечения качественного экономического роста», - сообщил Бектенов, отвечая на запрос депутатов мажилиса.

В целом, пояснил он, основные положения по розничному налогу сохраняются.

«Лимит годового дохода остается на уровне 600 тыс. месячных расчетных показателей (МРП, Т2359 млн), но ограничения по численности работников отменяются. Фонд оплаты труда подлежит вычету, если годовой доход от реализации превышает Т100 млн, что должно стимулировать легализацию заработных плат. Ставка налога остается на уровне 4% с возможностью снижения маслихатами на 50%. Однако ключевыми условиями становятся ограничение видов деятельности и реализация товаров и услуг исключительно в сегменте B2C. Таким образом, режим розничного налога должен соответствовать своему названию – продажа только населению», - отметил глава правительства.

По его словам, ежегодно за счет улучшения налогового и таможенного администрирования бюджет получает дополнительные поступления – от Т700 млрд до Т1 трлн.

«На сегодня проводится работа по разработке пилотного проекта по автоматизированному расчету НДС и учету балансовой суммы НДС. Проект разработан в целях предварительного информирования налогоплательщика о предполагаемых налоговых обязательствах по НДС за налоговый период и определяет порядок ведения пилотного проекта по автоматизированному расчету НДС и учету балансовой суммы НДС с использованием специального информационного сервиса «e-Тамга», - проинформировал премьер.

Он отметил, что в ходе работы рассмотрены разные варианты повышения ставки НДС.

«По итогам обсуждения предлагается базовая ставка 16%. Ее повышение и дифференциация позволят снизить зависимость бюджета от нестабильных нефтяных доходов, усилить сберегательную функцию Национального фонда и обеспечить финансирование приоритетных государственных проектов. При этом для производителей сельскохозяйственной продукции предлагается освобождение от НДС. Важно отметить, что в настоящее время крестьянские хозяйства не являются плательщиками НДС и этот порядок сохранится. Таким образом, отечественная сельскохозяйственная продукция (картофель, помидоры, лук, капуста и др.) станет более конкурентоспособной», - сообщил руководитель кабмина.

Кроме того, добавил он, рассматривается возможность введения пониженной ставки НДС в размере 10 % для сферы здравоохранения.

«Сегодня лишь 4% предприятий уплачивают НДС. Многие компании искусственно дробят бизнес, чтобы избежать налогообложения, что затрудняет нормальный зачет НДС и искажает саму его суть. Кроме того, это создает нездоровую конкуренцию. В связи с этим предлагается снизить порог обязательной регистрации по НДС с 20 000 МРП до 3800 МРП. Это создаст условия, при которых издержки от дробления бизнеса превысят возможные выгоды. В результате будут обеспечены равные условия для всех участников рынка, а схемы уклонения от налогообложения станут невыгодными», - отметил премьер-министр.

Он добавил, что при разработке этой инициативы был изучен международный опыт.

«В большинстве развитых и развивающихся стран порог регистрации по НДС либо значительно ниже, либо отсутствует вовсе. Например, в России и Кыргызстане он ниже, чем в Казахстане. Таким образом, ожидаемый рост налоговых поступлений составит Т4-5 трлн ежегодно. При этом эти средства помогут: сократить зависимость от Национального фонда; снизить уровень государственного долга; направить дополнительные ресурсы на развитие инфраструктуры, агропромышленного комплекса, обрабатывающей промышленности и обороны», - сообщил премьер.

По его словам, возможный инфляционный эффект от повышения налогов будет краткосрочным и исчерпается в течение года, а дополнительная инфляция ожидается в размере 2,5-3%.

«Во исполнение поручения главы государства с 10 февраля текущего года шесть рабочих групп обсуждали инициативы правительства с бизнес-сообществами в регионах. По итогам встреч с бизнес-сообществом собраны все предложения, которые будут дополнительно обсуждены со всеми заинтересованными сторонами для принятия решения», - добавил Бектенов.

5 февраля депутаты, обращаясь с запросом, отметили, что сложившийся бюджетный кризис нарастал с годами, имеет глубинные и системные причины

«Мы часто слышим, что пришло время принятия сложных и смелых решений. С этим думаю согласны многие. Но, что мы видим. Правительство предлагает одномоментно повысить НДС и уменьшить порог его уплаты. При этом, НДС, не имея зачета может стать налогом с оборота, и вся сумма будет включена в стоимость товаров, став дополнительной финансовой нагрузкой для конечного потребителя. Также, есть большая вероятность, что бизнес станет еще больше дробиться и уходить в тень», - отметили мажилисмены.

Напомним, 28 января 2025 года на расширенном заседании правительства премьер-министр Олжас Бектенов сообщил, что правительство предлагает повысить НДС в Казахстане и заявил о недостаточности «бюджета развития». Позднее вице-премьер – министр национальной экономики Серик Жумангарин заявил, что окончательное решение по ставке налога НДС не принято, но его надо повышать. В этот же день Жумангарин заявил, что потребитель в связи с увеличением ставки НДС безусловно ощутит на себе повышение цены, и оно будет. Вместе с тем, на том же расширенном заседании кабмина 28 января 2025 года президент Касым-Жомарт Токаев сказал о необходимости тотальной экономии бюджета и внедрения строгого контроля над расходами для предотвращения экономической стагнации, заявив, что пришло время затянуть пояса и жить по средствам.

3 февраля КазТАГ сообщил, что в Казахстане запустили петицию против снижения порога по НДС до Т15 млн. Вместе с тем запущена и другая петиция – против повышения ставки НДС.

7 февраля Токаев заявил, что названная кабмином ставка НДС была завышена и вызвала острую реакцию, поручив дополнительно проработать вопрос по ставке НДС. 10 февраля КазТАГ сообщал, что власти рассматривают дифференциацию ставок НДС от 0% до 16%.

11 февраля стало известно, что кабмин предлагает установить базовую ставку НДС на уровне 16%. Кроме того, выяснилось, что правительство настаивает на снижении порога постановки в Казахстане на учет по НДС до Т15 млн. Также озвучено, что власти планируют пересмотреть режим розничного налога. Помимо этого, стало известно, что в результате налоговой реформы в Казахстане ежегодно планируют собирать до Т5 трлн налогов. Как сообщил премьер Бектенов, поправки по НДС и другие изменения по налогам планируется внести в мажилис до 20 февраля, что в итоге и было сделано – законопроект был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента.

12 февраля вице-министр национальной экономики Азамат Амрин заявил, что ежегодно государство теряет порядка Т800 млрд подоходного налога от дроблений бизнеса.

25 февраля КазТАГ привел ответ Бектенова на депутатский запрос, в котором премьер сообщил, что изменение ставок НДС не имеет прямой связи с уровнем теневой экономики.

Источник фото: Пресс-служба премьер-министра РК.


adimage