Главу «Казахтелекома» Есекеева уводят от ответственности?

Астана. 27 апреля. КазТАГ – Показания председателя правления АО «Казахтелеком» Куанышбека Есекеева по делу Кайрата Сатыбалды могут быть попыткой переложить с себя ответственность по уголовному делу, считает бизнесмен Бахыт Джумабаев.

«Я думаю, эти показания попытка переложить всю ответственность на одного человека, но, на мой взгляд, страх перед его влиянием и авторитетом не снимает ответственности с господина Есекеева. Говорят, трус умирает много раз, когда испытывает страх, а храброго смерть настигает лишь раз. Хотя ничего не боятся только дураки. Зачем было так мучать себя и жить в страхе целых три года, что мешало человеку уволиться, наверное, очень прибыльное место? Я не думаю, что представители Кайрата Сатыбалды стояли с ножом у его горла и заставляли его голосовать так, как им нужно, парень просто пытался усидеть на двух стульях, или быть слугой двух господ, в его случае трех. Эдакий Труффальдино из Бергамо. А ведь достаточно было просто голосовать и выступать против невыгодных для компании решений, и не было бы к нему претензий», - прокомментировал Джумабаев просочившиеся в СМИ показания Есекеева из протокола его допроса по делу Сатыбалды.

По мнению Джумабаева, обнародованная информация «только подтверждает тезис, продвигаемый миноритариями, что компании нужны по настоящему независимые директора, а не те, от которых ничего не зависит».

«Эти показания подтверждают, что все всё знали, и ничего не делали. Нужен ли компании такой малодушный первый руководитель, отвечающий, по его собственным словам, за стратегические вопросы, но не способный противодействовать не выгодным для компании сделкам, это что у него стратегия такая? Зато миноритарным акционерам он отлично противодействовал в их законных требованиях и продолжает по сей день. Отговорка, что он просто «технарь», звучит как детский лепет. Тогда нужно было просто занять соответствующую должность, а не должность председателя правления. Ведь, по сути, он просто расписался в собственной беспомощности и некомпетентности за себя и весь совет директоров. Мне интересно, как господин Есекеев будет оправдывать сделку по покупке и продаже Кcell?» - добавил Джумабаев.

Напомним, в декабре 2018 года ряд миноритарных акционеров обратились в АО «Казахтелеком» с требованием выкупа их акций, так как были несогласны с приобретением «Казахтелекомом» мобильного оператора Kcell. «Казахтелеком» на фоне происходящего даже пытался подвергнуть миноритариев уголовному преследованию, однако в итоге дело было прекращено. Миноритарии настаивали на необходимости выкупа у них акций по методике, действовавшей на момент подачи ими заявления, отмечая, что за нарушение их прав ответственность несет лично Есекеев.

8 февраля 2022 года миноритарии заявили о необходимости через суд привлечь совет директоров «Казахтелекома» к ответу по факту манипуляций с акциями Kcell. Они указали на то, что более 200 сделок с акциями Kcell признаны манипулированием рынком, протоколы направлены в специализированный межрайонный административный суд (СМАС) Алматы.

Уже 14 марта после задержания Сатыбалды миноритарии выступили с заявлением, выразив надежду на то, что:

1. Без внимания правительства Казахстана как конечного собственника госдолей в национальных компаниях не останется сделка (череда сделок) по продаже на бирже KASE 24% доли «Казахтелекома» в АО «Kcell» в конце сентября 2021 года. В QAMS считают необходимым дать правовую оценку данной сделки (череды сделок) со стороны госорганов;

2. Расходная часть бюджета компании, включая расходы в рамках проводимых тендеров по закупке товаров и услуг, претерпит существенное улучшение в сторону прозрачности. Миноритарные акционеры рассчитывают, что таким образом увеличится база для распределения прибыли «Казахтелекома» между акционерами посредством дивидендных выплат;

3. Акционерная структура «Казахтелекома» станет адекватной требованиям американской биржи NASDAQ с тем, чтобы был открыт путь для листинга компании на NASDAQ.

За день до указанного заявления – 13 марта стало известно, что в Алматы был задержан и помещен в ИВС по фактам злоупотреблений должностными полномочиями и хищений средств АО «Казахтелеком» в особо крупном размере племянник экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева – Кайрат Сатыбалды. Сейчас также проверяется причастность Сатыбалды к другим преступлениям, подрывающим безопасность государства. Как выяснил в тот же день КазТАГ, племянник Назарбаева будет находиться под стражей в Нур-Султане. 15 марта информация КазТАГ подтвердилась – Сатыбалды был доставлен в столицу и помещен под стражу. Как выяснил КазТАГ, задержание племянника Назарбаева проводили сотрудники спецподразделения «Арыстан» КНБ.

14 марта стало известно про обыски в офисах «Казахтелекома», сам оператор отказался комментировать эту информацию, однако ее подтвердили в «антикоре», уточнив, что обыски проходят в столичном и алматинском офисах. 12 апреля стало известно, что почти 30% бывших у фирм Сатыбалды акций «Казахтелекома» вернули в собственность государства в рамках работы по демонополизации.

Вместе с тем, «Казахтелеком» сотрясают и регулярные скандалы, связанные с обвинениями со стороны рядовых казахстанцев в постоянных нарушениях закона оператором. Например, 4 марта 2021 года стало известно, что «Казахтелеком» сам открыл счет на умершего и начислял по нему долги в Аксуском районе Алматинской области. Примечательно, что счет был открыт в селе Сагабуйен, в котором ни умерший, ни его родные, никогда не жили, являясь жителями села Егинсу. И случай в Аксуском районе Алматинской области – далеко не первый, когда «Казахтелекому» предъявляют такого рода претензии. Так, 15 января сообщалось, что житель Костаная обвинил национального оператора в том, что он «под шумок «приписывает» абонентам свои услуги», а 14 февраля казахстанский журналист Инна Рудакова обвинила «Казахтелеком» в выставлении счетов за месяцами отсутствующий интернет и начислении пени за отсутствие оплаты за не оказанные услуги.

Еще раньше – весной 2020 года КазТАГ сообщал о том, что прокуратура в Костанае потребовала признать незаконной взимание «Казахтелекомом» платы с потребителей, подписавших контракт с условием предоставления определенных скидок за досрочное расторжение договора. Оператор связи обязал абонентов производить двойную оплату или возместить разницу в тарифах между стоимостью стандартного пакета и пакета со скидкой, считая это возмещением разницы.

3 июня 2021 года известный казахстанский фотограф Максим Золотухин, который также столкнулся с «сервисом» от национального оператора, посоветовал сто раз подумать, прежде чем связываться с «Казахтелекомом».

Из самых «свежих» скандалов подобного рода, напрямую связанных с «Казахтелекомом», можно привести случаи в феврале и марте, когда бухгалтеров оператора заподозрили в приписывании долгов клиентам, а также в очередной раз обвинили «Казахтелеком» в незаконном подключении услуг.

Отметим, что, помимо всех перечисленных скандалов, есть еще одно сомнительное уголовное дело, по которому возникают вопросы Есекееву. Так, глава «Казахтелекома» оказался в числе тех, кто участвовал в 2016 году в уголовном преследовании председателя Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева и его сына – медиаменеджера и журналиста Асета Матаева, с попыткой рейдерского захвата агентства КазТАГ. В частности, Есекеев написал заявление в антикоррупционную службу, в котором обвинил Матаевых в том, что они якобы причинили ущерб «Казахтелекому». Добавим лишь, что вина Матаевых по делу, которое как в Казахстане, так и за его пределами было признано политически мотивированным, не была доказана ни по одному из пунктов обвинения, что, впрочем, не помешало казахстанскому суду вынести обвинительный приговор. При этом ни один из участников заказного преследования Матаевых, в том числе Есекеев, до сих пор не понес за это наказания.

Источник фото: Фото из открытых источников


adimage