Игра с нулевой суммой – что «дают» Казахстану букмекеры?

Алматы. 28 ноября. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Почему делать ставки у букмекеров – это пример zero-sum game (игры с нулевой суммой) и что на самом деле они перечисляют в бюджет в качестве налоговых отчислений?

Поправки в закон «Об игорном бизнесе» сейчас входят в число самых обсуждаемых тем в Казахстане. При этом камнем, преткновения стала поправка, согласно которой в так называемые «резервации» в Капшагае и Боровом должны быть выведены наземные кассы букмекерских контор. Как ранее сообщал КазТАГ, заместитель директора букмекерской конторы Tennisi Сергей Казаков на специально организованной пресс-конференции выступил против включения данной поправки в закон. Также он указал на вероятность потери бюджетом налоговых поступлений от букмекеров, а между тем сумма приличная – порядка Т16,5 млрд в 2018 году и порядка Т20 млрд в 2019 году. Кроме того, Казаков заявил, что могут быть уволены около 5 тыс. человек, в основном молодых женщин от 21 до 30 лет.

Также букмекеры выступили против создания Центра учета ставок (ЦУС). В частности, директор букмекерской конторы «Пари Матч» Владимир Кочерга назвал ЦУС «паразитической организацией» и призвал модернизировать уже функционирующие аппаратно-программные комплексы (АПК). По его мнению, 98-99% клиентов букмекерских контор не захотят давать персональные данные ЦУСу и уйдут со своими деньгами на аналогичные зарубежные ресурсы.

Насколько это «приличная сумма»?

Речь идет о порядка Т16,5 млрд в 2018 году и порядка Т20 млрд в 2019 году, которые получает бюджет от букмекеров в виде налоговых отчислений. Много это или мало?

Согласно официальным данным, в 2018 году в бюджет в виде налогов поступило Т8,19 трлн. То есть букмекеры выплатили около 0,2% от всех налоговых поступлений.

Для сравнения: по данным комитета государственных доходов министерства финансов, от добычи нефти и попутного газа в бюджет поступило Т4195,8 млрд (87%), металлургической промышленности – Т211,6 млрд (4,4%), производства табачных изделий – Т159,4 млрд (3,3%), транспорта – Т72,5 млрд (1,5%), финансового сектора – Т51,9 млрд (1,1%), связи – Т40,2 млрд (0,8%), горнодобывающей промышленности и разработки карьеров – Т31,6 млрд (0,7%), строительства – Т30,6 млрд (0,6%) и производства продуктов нефтепереработки – Т30,1 млрд (0,6%). В общей сложности все вышеперечисленные отрасли заплатили в виде налогов Т4823,7 млрд, или 58,9% всех налоговых поступлений в бюджет.

Вывод более чем очевиден: букмекеры платят в бюджет в три раза меньше, чем, например, сферы строительства и производства продуктов нефтепереработки. И справедливо будет отметить, что и эта «приличная сумма» может уменьшиться.

Как отметил в своих комментариях КазТАГу президент Ассоциации по защите прав граждан в сфере игорного бизнеса Бадри Шаинидзе, на сегодняшний день семь из 10 ставок принимаются через сайты и только три из 10 – наземные кассы.

Если наземные кассы вынуждены будут уйти в «резервации», то, по словам основателя и генерального директора Республиканского центра помощи предпринимателям Дмитрия Казанцева, бюджет ежемесячно будет терять более Т370 млн от недобора фиксированного налога при условии, что выданные на сегодняшний день 500 лицензий сократят до 10 (в месяц одна букмекерская касса платит 300 МРП). То есть за год только от вывода букмекерских касс в Капшагай и Боровое бюджет недосчитается Т4,44 млрд.

Однако можно делать сколько угодно сравнений с другими статьями доходов бюджета, и почти все они будут не в пользу букмекеров – мало. С другой стороны, любой налоговик вам скажет, что в условиях, когда источников пополнения бюджета не становится больше, возможная потеря Т4,44 млрд или Т20 млрд, это как получится, в год от букмекеров идея не совсем хорошая.

«5 тыс. «молодых безработных женщин»

Говоря по поводу около 5 тыс. молодых женщин, которые могут остаться без работы в случае, если кассы букмекеров уйдут в «резервации», некоторые эксперты считают, что переезд букмекерских касс в Капшагай и Боровое, ликвидация их наземных локаций в масштабах макроэкономики Казахстана случай более чем локальный. Так министр национальной экономики Руслан Даленов заметил, что в Казахстане имеется 1,2 млн действующих субъектов малого и среднего бизнеса, а вице-министр образования и науки Рустем Бигари упомянул о более 500 тыс. учителях и педагогах. Согласно официальной информации уровень безработицы в стране за 2018 год составил 4,9%, или 443 тыс. человек, тогда как министр энергетики Канат Бозумбаев заметил, что на Карачаганаке только на проекте продления уровня добычи работает 16,3 тыс. человек. Возможно, сравнения и некорректные, но весьма говорящие. 5 тыс. на фоне перечисленных цифр выглядят, максимум, погрешностью.

Но ведь есть и другие эксперты, которые не склонны доверять озвученной цифре о 5 тыс. безработных женщин. По их общему мнению, фактор возможной социальной проблемы «сильно преувеличен». Так как они рассредоточены по городах и весям Казахстана, то никак на градообразующие предприятия не тянут, а цифры, акцентирует внимание Шаинидзе, на самом деле не поддаются никакой проверке.

Эксперты считают, что из-за высокого уровня цифровизации бизнеса букмекерским конторам нет никакой необходимости держать большой штат сотрудников – их не может быть много.

ЦУСима эмоций

Вместе с тем, по поводу последствий создания ЦУС логика букмекеров выглядит более чем убедительно.

Например, аргументация о сущности центра, которая, по словам букмекеров, противоречит закону «О персональных данных и их защите» и власти могут получить легитимную возможность следить за каждым игроком и собирать его персональные данные.

С другой стороны, на рынке сложилось мнение о копировании разработчиками законопроекта идеи ЦУС с аналогичной российской структуры ЦУПИС (Центр учета переводов интерактивных ставок). В свое время последний должен был стать посредником между букмекерами и государством в части передачи информации о платежах налоговому органу.

Однако, как показал российский опыт, когда ЦУПИС реально заработал, функция посредника стала неактуальной. На то время налоговые органы РФ могли самостоятельно, имея доступ к онлайн-кассам букмекерских контор и фискальным данным, в режиме реального времени видеть все движения средств.

По казахстанскому законодательству сервера АПК должны находиться на территории РК, а сам сервер обеспечен фискальным режимом контрольно-кассовой машины. В свою очередь, фискализаторы круглосуточно в режиме онлайн выгружают информацию от букмекеров в комитет государственных доходов. Практически все то же самое. Вопрос, почему в условиях несложного доступа фискалов к движению средств у букмекеров нужно создавать еще одну посредническую структуру, которая, вероятно, может и не пригодиться, просто зависает в воздухе.

Сторонники ЦУС аргументируют идею тем, что через такой центр можно увидеть детализацию каждой ставки. На что букмекеры возражают, что такого же результата можно добиться менее затратным путем – модернизацией АПК.

А между тем часть опрошенных букмекеров считает еще не созданный ЦУС «монопольной частной компанией», которая склонна, скорее, «давить и выдавливать», чем «расширять и развивать». В свою очередь, эксперты, как ранее отмечалось, полагают, что именно ЦУС способен детализировать не только отдельные ставки, но и обороты букмекеров. Также, по их мнению, через центр можно будет ввести ограничения по ставкам для граждан в целях недопущению роста игромании. Но правда и в том, что запрет по ставкам можно вводить без ЦУС, в частности, через общую базу данных (ОБД), которая бы объединяла всех букмекеров и препятствовала им принимать ставки у лиц, находящихся в «зоне запрета».

Ставки и деньги мимо кассы

По мнению букмекеров, создание ЦУС и появление возможности у властей следить за игроками лежит в основе посыла о том, что казахстанцы, потеряв доверие к отечественным конторам, перетекут за границу, куда точно не дотянется отечественная юрисдикция.

Но и по этой проблеме мнения экспертов разделились.

Если ЦУС затребует ФИО и ИИН, подчеркнула часть из них, то многие игроки, чтобы не светиться, уйдут за границу, а деньги – за пределы страны и «мимо кассы».

Но другая часть экспертов не считает, что многие клиенты букмекеров уйдут на зарубежные сайты только из-за предоставления данных государству. По их словам, уже сейчас многие букмекеры требуют указывать при регистрации на сайте подробную информацию, в том числе и паспортные данные, а при получении выигрыша клиент обязан предъявить букмекеру документ, удостоверяющий личность. На сегодняшний день конфиденциальные данные уже предоставляются в частные руки (букмекерам – КазТАГ) и «ничего не изменится после того, как эти данные будут попадать и в государственные органы».

Впрочем, как всегда, актуализируется вопрос доверия казахстанцев властям, и нет ничего проще, чем спроецировать недоверие к властям со стороны казахстанцев и на отдельные структуры, например, ЦУС. В том, что центр станет детищем государства и будет полностью им контролироваться, мало кто сомневается.

Ситуацию никак не спасает и то, что передачу данных ЦУС планируется осуществлять через шифрованный канал связи.

«Мочат не по-детски»

Когда речь заходит об отношениях правоохранителей и букмекеров, то без напрашивающейся ассоциации со Змеем Горынычем не обойтись. Силовики убирают с рынка одного букмекера, а на его место приходит несколько.

Последние потрясения на рынке, когда поочередно лихорадит крупные букмекерские конторы, как отмечают наблюдатели, объясняются нулевой терпимостью со стороны государственных органов.

Шаинидзе прав, когда отмечает, что «когда-то букмекерские конторы и тотализаторы пользовались слабым законодательством и зарабатывали на этом очень хорошо».

«Сейчас это же слабое законодательство работает против них. Фискальные органы набрались опыта в прикрытии работы незаконных игорных заведений», - добавил он.

Согласно имеющейся статистике по статье 307 (незаконное занятие игорным бизнесом) УК РК в 2016 году открыто 337 уголовных дел, в 2017 году – 586, в 2018 году – 738.

Поэтому отдельно стоит остановиться на реакции правоохранительных органов по поводу слухов о задержании руководителей букмекерской конторы «Профит». В частности, корреспондент агентства Махамбет Абжан задал интересующие нас вопросы сотруднику пресс-службы МВД РК Олегу Иващенко.

На вопрос, было ли задержание, если да, то по каким конкретно статьям УК РК они обвиняются, он ответил следующее: «Тут вопрос по следствию и криминалке. По вацапу очень тяжело запросы отрабатывать. По телефону могу начальнику позвонить, но он поручит подчиненному запросить область, подготовить ответ. Если есть возможность - напишите запрос за своей подписью на титульном КазТАГа. Нам так проще, мы его быстро отработаем».

После некоторого перерыва Иващенко отметил, что «нет никакого дела (по задержанию руководителей букмекерской конторы «Профит» – КазТАГ)».

«Мне прислали письмо от следствия в пресс-службу», - уточнил сотрудник пресс-службы МВД РК.

На вопрос, как вывод букмекерских касс в «резервации» скажется на качестве работы правоохранительных органов, Иващенко заявил, что это юрисдикция службы экономических расследований (СЭР), а законность оформления, регистрации «и так далее» – министерства культуры и спорта.

Соответствующие запросы на имя руководителя департамента экономических расследований по Акмолинской области Темирлана Шонаева и начальника департамента полиции Акмолинской области, генерал-майора полиции Арманбека Баймурзина КазТАГ направил, однако на момент написания статьи ответы не получил.

Поправки обещают внести до конца 2019 года

Впрочем, советом Иващенко обратиться по вопросу законности оформления и регистрации букмекерских контор в МКС мы воспользовались. Наш корреспондент Абжан задал вопросы непосредственно министру культуры и спорта РК Актоты Раимкуловой.

«Это (поправки к закону «Об игорном бизнесе» – КазТАГ) обсуждается. Еще это только проект закона. Поэтому обсуждается на уровне рабочих групп», - сказала Раимкулова, отвечая на вопрос, как вывод касс букмекеров в игорные зоны скажется на бизнесе.

Также она высказала свое мнение по поводу признания в РК на официальном уровне игромании болезнью. Отметив, что «такие предложения есть и они отрабатываются на уровне рабочих групп», подчеркнула – «на самом деле очень важные для общества вопросы».

На вопрос, почему до сих пор букмекеры сами разрабатывают и время от времени дополняют правила, по которым работают, она ответила, что «этот вопрос тоже обсуждается на рабочих группах».

«До конца текущего года будут уже конкретные решения», - пообещала Раимкулова.

Для пояснения озвученной выше ассоциации со Змеем Горынычем отметим, что в Казахстане с населением 18,596 млн человек выдано 54 лицензии только на букмекерскую деятельность и тотализаторы. Для сравнения: в России при населении в 146 млн человек выдано 32 лицензии на букмекерскую деятельность и тотализаторы. По мнению наблюдателей, «для Казахстана достаточно 3-5 букмекерских контор и тотализаторов, этого достаточно, чтобы рынок существовал в конкурентной среде и его администрирование стало бы менее проблемным для государства».

В заключение можно обратиться к теории игр, согласно которой ставки в букмекерских конторах - это пример игры с нулевой суммой (zero-sum game). Причем, такого типа игра априори подразумевает, что значение выигрыша одной стороны равна величине проигрыша другой стороны. С точки зрения математики, общая сумма выигранных средств первой и второй стороны равна нулю.

Говоря прямо – прибыль букмекеров и их добавленная стоимость в экономике есть ни что иное, как экономический убыток потребителей и их услуг, то есть рядовых граждан страны.

Источник фото: Фото из открытых источников.


adimage