Астана. 19 мая. КазТАГ – В настоящее время отсутствует альтернатива действующей системе ценообразования на горюче-смазочные материалы, заявил заместитель премьер-министра Казахстана Роман Скляр.
«С учетом уже выстроенной системы формирования доходов государства и системы защиты социально-уязвимых слоев населения, полагаем, что в настоящее время отсутствует альтернатива построению рыночных взаимоотношений, в частности в секторе торговли ГСМ. Действующие рыночные механизмы позволяют обеспечить приток инвестиций в нефтегазовую отрасль, занятость населения и в конечном итоге налоговые поступления в бюджет», - заявил Скляр, отвечая на запрос депутатов мажилиса.
По его словам, «практика показывает, что государственное регулирование цен не позволяет оперативно реагировать на внешние факторы».
«Кроме того, отсутствует возможность учесть все условия каждой конкретной АЗС, а также теряются условия для здоровой конкуренции между ними. Долгосрочно такая ситуация с потерей доходов от реализации нефти при сопутствующем увеличении объемов поставок нефти на внутренний рынок может иметь негативные последствия – снижение инвестиционной привлекательности отрасли и, соответственно, добычи нефти по мере истощения действующих месторождений, снижение экспорта нефти и объемов нефтесервисных работ», - добавил вице-премьер.
Как заявил замглавы кабмина, «если смотреть в динамике – аналогичный уровень цен складывался в Казахстане три года назад в марте 2018 года». Тогда, по словам заместителя премьер-министра, «он составил в среднем Т162,6/литр при диапазоне цен от Т155 до Т172/литр».
«Регулирование цен и создание системы распределения «удешевленных» нефтепродуктов является малоэффективным и затратным методом: 1) выгодами низких цен могут воспользоваться жители приграничных районов соседних государств; 2) создаются условия для «теневого» вывоза нефтепродуктов на экспорт по различным схемам», - считает Скляр.
Напомним, 14 апреля депутаты мажилиса сообщили, что с начала года стоимость бензина резко выросла в ряде регионов страны.
«Если ранее такие скачки цен профильным ведомством объяснялись импортозависимостью, плановыми ремонтными работами на том или ином нефтеперерабатывающем заводе, то в этот раз причиной называют последствия аварийной остановки технологических установок на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе, вызвавших рост биржевых цен на бензин. Мы не сомневаемся, что всегда можно найти «объективные причины» производственных неполадок. Но наш взгляд, от этого не должны страдать рядовые владельцы автотранспорта. Кроме того, повышение цен на бензин оказывает мультипликативный эффект на конечную цену широкой линейки тарифов, товаров и услуг, от чего опять же страдают простые потребители», - отметили депутаты.
При этом, добавили они, «после новостей о росте цен на бензин министерство энергетики распространило сообщение, что ведомство не в ответе за стоимость ГСМ». По мнению парламентариев, «такая, мягко говоря, странная позиция профильного ведомства свидетельствует об отсутствии у него внятной стратегии и адекватных мер реагирования на рост цен на бензин».
19 мая КазТАГ приводил ответ вице-премьера Романа Скляра на депутатский запрос, в котором замглавы кабмина заверил, что в Казахстане ожидается стабилизация цен на бензин. Кроме того, выяснилось, что крупные сети АЗС после мониторинга цен попались на нарушениях. Также замглавы кабмина проинформировал, что в последнее время розничные продажи бензина подскочили в приграничных регионах Казахстана.
Источник фото: pixabay.com