Астана. 12 мая. КазТАГ - Об иностранных компаниях, подозреваемых в нанесении ущерба при строительстве «Астана LRT», стало известно в ходе судебного заседания, сообщает корреспондент агентства.
«В 2013 году ТОО «Астана LRТ» заключила несколько договоров. В частности, привлекла к проекту французскую компанию SYSTRA, которая оказывает инженерно-консалтинговые услуги в сфере железнодорожного и общественного транспорта. Она вошла в консорциум вместе с компанией Nur Trade Astana. В ходе следствия стало известно, что консорциум не выполнил свои обязательства, представители подписывали отчеты для формальности – ущерб составил Т1,3 млрд», - сообщил судья Кажымукан Мекемтас в среду.
Также по версии следствия, аудит показал завышение стоимости услуг. Специалисты написали письмо в компанию SYSTRA и получили ответ, исходя из которого сообщили следствию, что иностранцы оказывают услуги за Т936 млн, благодаря чему стало известно о превышении стоимости услуг в размере Т2 млрд.
В 2013 году также был заключён договор на разработку проектно-сметной документации. Эти услуги должен был оказать консорциум, в который входили испанская компания Tecnika y Proyectos, S.A. и казахстанской ТОО «MG-Pro».
По версии следователей, предприниматели намерено завысили стоимость своих услуг незаконно получив за свою работу Т1,393 млрд.
Напомним, 30 июля 2019 года стало известно, что экс-глава «Астана LRT» Талгат Ардан объявлен в международный розыск, а 13 декабря – о том, что в розыск объявлен бывший заместитель председателя правления АО «Национальная Компания «Казахстан инжиниринг» (Kazakhstan Engineering) и экс-заместитель акима Нур-Султана Канат Султанбеков. Он был назван организатором хищения средств ТОО «Астана ЛРТ».
Незадолго до информации об объявлении Ардана в розыск – 13 июня 2019 года стало известно, что власти Казахстана одобрили госгарантию на $1,6 млрд для ТОО «Астана LRT», а еще раньше – 9 июля 2018 года сообщалось, что на первую очередь строительства проекта системы легкорельсового транспорта (ЛРТ) планируют направить более Т305 млрд.
8 октября 2019 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству и акимату Нур-Султана возобновить строительство системы легкорельсового транспорта (ЛРТ), при этом он назвал проект «злополучным» и «спорным».
10 октября 2019 года сообщалось, что антикоррупционной службой при взаимодействии с Национальным банком и счетным комитетом проверяется законность и обоснованность размещения в ликвидированном в последствии «Банке Астаны» денежных средств, полученных у Банка развития Китая на проект ЛРТ.
27 февраля 2020 года МИА КазТАГ сообщало, что ТОО «Астана LRT» после череды коррупционных скандалов переименовали в City Transportation Systems (CTS).
16 июля 2020 года агентство информировало, что CTS готова потратить Т649 млн на услугу по организации выпуска и размещения эмиссионных ценных бумаг на внешних рынках капитала. КазТАГ также сообщил, что бывшая «Астана LRT» хочет разместить ценные бумаги на сумму более $1 млрд под госгарантию за рубежом.
10 февраля аким Нур-Султана Алтай Кульгинов заявил о том, что на проект затрачены колоссальные средства, поэтому власти намерены продолжать его реализацию.
27 апреля стало известно, что судебное следствие по делу о хищениях в «Астана LRT» решили начать заново.
11 мая представители потерпевшей стороны по делу о хищениях в «Астана LRT» заявили, что хотят исключить из гражданского иска иностранные компании.
Источник фото: КазТАГ/©Амир Касенов