Казахстанскому депутату не хватает на заграницу, а некоторым многодетным семьям – на мясо

Астана. 22 октября. КазТАГ – Среднемесячная заработная плата по Казахстану за сентябрь 2020 года, по данным комитета по статистике министерства национальной экономики, составляет Т212 894 без учета малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Данные по модальной и медианной зарплатам имеются только за январь – Т58 034 и Т112 195 соответственно. По разъяснению статкомитета, модальная зарплата – это размер заработной платы, наиболее часто встречающийся в ряду распределения численности работников по размерам начисленной заработной платы. Это фактически та зарплата, которую может получить человек без особых навыков и квалификации. Например, кассир в продуктовой сети магазинов. Медианная зарплата – это то, что можно получить, будучи специалистом. Например, сильным бухгалтером, сотрудником по работе с персоналом, при наличии хорошего опыта. Журналист поинтересовался у депутатов мажилиса, какая у них зарплата, и хватает ли ее на жизнь.

Зарплата мажилисмена Павла Казанцева с учетом его «стажей и выслуг» составляет Т830 тыс. «на руки».

«Зарплаты всегда всем не хватает. Это правило жизни. И это правильно, это стимул. Стимул жить лучше – в разумных нравственных коридорах, конечно – заложен в каждом. Только одни ищут возможности, а другие – причины. Но это в целом. По мне: заплата хорошая, детей на крыло поставили, а мне, жене и родителям нашим хватает», - ответил Казанцев на вопрос.

У Наринэ Микаэлян зарплата «меньше Т700 тыс.», за минусом удержаний на руки выходит «в районе Т500 тыс.». Этих денег, по ее признанию, хватает не всегда.

«Со мной живет мама, у нее сильные проблемы со здоровьем, и ей нужно постоянно проходить лечение. Когда появляется возможность, помогаю еще другим, которые обращаются за помощью. А так, я всегда работала, и жила всегда по своим средствам, сколько есть, столько хватает. Правда раньше, когда был жив папа, мне было намного легче», - призналась депутат от Ассамблеи народа Казахстана.

Мажилисвумен добавила, что надбавок у нее нет.

Депутат Жамбыл Ахметбеков рассказал, что когда он впервые стал депутатом, его зарплата была Т320 тыс. Сейчас он получает на руки Т643 тыс. плюс премиальные от 25% до 30% от зарплаты на праздники.

«Зарплаты никогда не будет хватать, если будешь ее все время тратить. У меня семья большая. У меня на руках мама. Нас в семье семеро. Младшие братья в ауле, есть старшая сестра, им помогаю. Главное, хватает на еду и одежду, а на театр, на поездки заграницу, на санатории уже не хватает», - сообщил депутат от Коммунистической народной партии Казахстана.

Зарплата Снежанны Имашевой Т904 тыс. до удержаний, Т740 тыс. – после удержаний. У депутата от ДПК «Ак жол» Меруерт Казбековой – Т720 тыс. Мажилисмен Аскар Базарбаев на руки получает в среднем Т800 тыс. тенге, этих денег ему хватает.

Мы также поинтересовались у депутатов, справедлива ли разница между зарплатами депутатов и пособием для многодетных матерей, где на одного ребенка в среднем выходит Т11 тыс. Парламентарии отметили, что размер пособия нужно повышать.

А хватает ли пособий многодетным семьям?

А вот что рассказали сами многодетные матери. Автора добавили в чат многодетных и одиноких матерей. К слову, в этот же чат был добавлен спикер сената парламента Маулен Ашимбаев, который спустя несколько минут покинул группу.

Фируза Сапар воспитывает детей одна, постоянной работы не имеет, до карантина подрабатывала в заведениях общепита. Она объединила многодетных и одиноких матерей в инициативную группу, одним из 15 требований которой является выплата пособия на каждого ребенка в размере Т42 500 в месяц.

«42500 тенге на жизнь не хватает никому. К нам приезжают мамы из других городов, они тоже не довольны размерами пособий», - говорит женщина.

Многодетная мама Зиуар Жуманова получает от государства Т17 780 в качестве обладателя подвески «Күміс алқа» и Т55 672 на пятерых детей.

«Власти нас не слышат. Активистов затыкают, это не секрет. Среди продуктов, которые мы получаем, бывает, попадаются черви. (…) Мы просили власти оплачивать нам деньгами, чтоб мы могли покупать продукты на базаре подешевле, но нас не услышали. Мы ночевали с нашими требованиями по 10 дней возле министерства труда, но нас оттуда выгнали», - рассказала она.

Также, по словам Жумановой, адресную социальную помощь (АСП) получают только те, кто имеет собственное жилье.

Одинокая мама Макпал Жунисова зарабатывает в месяц Т90-100 тыс., в связи с чем ей не выплачивают никаких пособий.

«Т80 тыс. я оплачиваю ипотеку, Т60 тыс. – за стиральную машинку и холодильник, то есть кредитов больше, чем зарплаты. Те, кто оплачивают АСП, мне сказали: «Кредиты – это ваша проблема», и выгнали. Куда нам идти? Есть еще коммунальные услуги, интернет, чтобы учить детей на дистанционке. Сколько месяцев мы не ели мясо, картошку. Думаете, власти не знают об этом? Все они знают. Даурену Бабамуратову (помощнику акима Нур-Султана – КазТАГ) я сказала, чтобы хотя бы продуктами помогли. Я уже устала бегать, ненавижу правительство», - призналась она.

У Айнур Кошимовой из Актау пятеро детей, она получает АСП. Она тоже требует, чтобы каждому ребенку оплачивали по Т42 500.

«Потому что чтобы три месяца получать АСП, нужно шесть месяцев собирать документы», - сказала женщина.

У Айнур Омирзаковой тоже пять детей. Она не работает, в летний сезон выращивает овощи, а остатки продает, чтобы как-то прокормить детей.

Вот и получается, что некоторым депутатам не хватает денег на заграницу и санатории, а иные люди месяцами не едят мясо.

Мажилисмен Казанцев согласен, что многодетным тяжелее, чем малодетным, а депутат Микаэлян отмечает, что таким семьям тяжело, но «каждый человек, прежде чем заводить семью, он ее планирует».

 

Журналист Махамбет Абжан специально для МИА КазТАГ.

Источник фото: Фото из открытых источников


adimage