КТЖ: Мы инициируем поправки по ужесточению наказания виновных за ЧП на железной дороге

Астана. 27 октября. КазТАГ – Ежедневно на железной дороге гибнут люди или получают серьезные травмы. В печальной статистике те, кто пострадали от неоправданной спешки, беспечности, невнимательности и нежелания соблюдать правила безопасности на железнодорожном транспорте. Какие меры предпринимает железная дорога, чтобы спасти жизнь и сохранить здоровье нерадивому пешеходу и самоуверенному водителю? Об этом мы говорим с директором по безопасности АО «НК «ҚТЖ» Маратом Шакеновым.

- Марат Арапбекович, если говорить о причинах трагедий на железной дороге, то, что возглавляет этот список?

- Давайте начнем с того, что железная дорога – надежный и востребованный вид транспорта, услугами которого пользуются миллионы казахстанцев. Сегодня мы работаем над тем, чтобы увеличить скорость движения поездов, сократить время пребывания пассажиров и доставки грузов. В то же время железная дорогая – зона повышенной опасности, об этом мы без устали напоминаем.

Находясь рядом с железнодорожными путями, нужно быть предельно внимательными и осторожными. Ежегодно на железной дороге получают тяжелые травмы десятки людей, к сожалению, в том числе и дети. Немало случаев трагедии завершаются смертельным исходом. Только за девять месяцев 2021 года зарегистрировано 65 случаев наезда на людей на железнодорожных путях, в том числе 39 случаев – с летальным исходом. Показатель снизился на 5% к уровню прошлого года. Однако статистика нас настораживает.


Пострадавших могло быть больше. Машинистами локомотивов с начала года применено свыше 300 экстренных торможений для спасения жизни и сохранения здоровья невнимательных граждан. Больше всего такие случаи зафиксированы на участках Алматинского, Кызылординского, Акмолинского, Семейского отделений дороги. Остановить мгновенно поезд весом 6 тыс. тонн, идущий со скоростью 60-80 км в час, невозможно. При локомотиве весом более 200 тонн потребуется тормозной путь не менее 600-800 м.

- В чем основная причина несчастных случаев?

- Нарушение правил безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта. Это и хождение по железнодорожным путям в неположенном месте, и нахождение на пешеходном настиле во время движения поезда. Бывает, что дети залезают на вагоны. А такое, к сожалению, практически всегда заканчивается трагически. Напряжение в проводах контактной сети над вагонами достигает до 27,5 тыс. вольт.

В опасных зонах железнодорожных путей, когда требуется полная концентрация внимания, люди говорят по телефону, слушают громкую музыку в наушниках, находятся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения.

На переездах водители автотранспорта самоуверенно и грубо нарушают правила дорожного движения, не уступая путь составу. Например, за январь-сентябрь этого года зафиксировано 16 случаев ДТП на переездах. Водители игнорируют требования звуковых и световых сигналов, дорожных знаков.

По каждому случаю информация направляется в правоохранительные органы для привлечения к административной ответственности виновных лиц. Особое внимание уделяется профилактике правонарушений.

- Говоря о профилактике, какая проводится работа?

- Для обеспечения безопасного прохода граждан через железнодорожные пути в местах массового перехода людей в плановом порядке по нормам безопасности строятся пешеходные мосты. С местными исполнительными органами проводится работа по дополнительному строительству пешеходных переходов и путепроводов.

На объектах магистральной сети насчитывается 82 пешеходных моста, три пешеходных тоннеля, 273 пешеходных настила, расположенных на территориях станций и раздельных пунктах, 55 пешеходных настилов, расположенных на железнодорожных переездах в местах массового перехода людей. Ежегодно, согласно планам, на территориях станций строятся дополнительные пешеходные настилы на одном уровне.

ҚТЖ установило ограждения на расстоянии около300 км территорий станций, в том числе 84 км – перронное ограждение, обустроены ограждающими устройствами 22 станции в областных центрах и крупных городах, два перегона (Коргасын-Шымкент и Шымкент-Кызылмай).

Однако местные жители, игнорируя безопасный переход, повреждают и ломают установленные нами ограждения и продолжают переходить через железнодорожные пути в неустановленных местах, тем самым рискуя жизнью каждый день. Регулярно мы фиксируем такие факты вандализма.

Кроме того, мы системно занимаемся разъяснительной работой. В учебных заведениях, расположенных вблизи железной дороги проводятся уроки безопасности на тему «Правила нахождения людей на железнодорожных путях». Регулярно встречаемся с населением, проживающим рядом с железной дорогой. За девять месяцев 2021 года проведено 960 собраний с жителями населенных пунктов, на которых присутствовало более 33 тыс. человек.

Отдельная тема – правила выпаса домашних животных. Мы уже провели около 1,2 тыс. собраний с участием свыше 25 тыс. человек.

На экранах зданий крупных вокзалах транслируются видеоролики о правилах поведения на объектах железнодорожной инфраструктуры. В особо опасных местах установлены либо обновляются предупреждающие знаки: «Внимание, железная дорога – зона повышенной опасности», «Проход запрещен!», «Осторожно – опасная зона», «Осторожно – электрическое напряжение».

По компании определено 18 участков с интенсивным движением поездов. В их границах находятся 169 станций. Все станции оборудованы связью громкоговорящего оповещения, по которой граждан информируют о проходящих и прибывающих поездах, а также доводятся до сведения пассажиров правила перехода через железнодорожные пути и нахождения в зоне повышенной опасности.

Совместно с представителями линейной полиции, военизированной охраны проведено 530 профилактических рейдов в местах массового несанкционированного перехода людей через железнодорожные пути. Главная задача этой работы – повышение ответственности водителей автотранспортных средств и привлечение их внимания к проблеме безопасности. По итогам рейдов правоохранительными органами наложен 21 административный штраф. С каждым нарушителем проведена разъяснительная беседа и вручена памятка по безопасности.

Проводятся совместные совещания с представителями правоохранительных органов, транспортной прокуратурой, где обсуждаются вопросы предупреждения травматизма на объектах железнодорожного транспорта.

Организовываются профилактические месячники по безопасности на тему: «Внимание – переезд». На железнодорожных переездах вывешиваются аншлаги, водителям автотранспортной техники вручаются буклеты по правилам проезда через железнодорожные переезды. За девять месяцев текущего года проведено свыше 250 собраний с приглашением около 130 тыс. водителей.


Безопасность на объектах железнодорожного транспорта – общее дело, совместными усилиями трагедии можно предотвратить. Мы призываем казахстанцев быть осторожными, помнить, что железная дорога – зона особого риска. Соблюдение правил поведения поможет сохранить жизнь и здоровье. Настоятельно рекомендуем родителям постоянно проводить с детьми разъяснительную работу.

«Сергек» проследит за нарушителями ПДД

- Какие принимаются меры для обеспечения безопасности на переездах?

- Железнодорожные переезды требуют от водителей повышенного внимания и строгого соблюдения правил дорожного движения. Выезжая на пути перед приближающимся поездом, водители подвергают опасности себя, своих пассажиров, а также людей, которые находятся в поездах.

Для обеспечения безопасности на 417 охраняемых переездах нами оборудованы железобетонные и резиновые настилы, авто- и электрошлагбаумы, дополнительно горизонтально-поворотные шлагбаумы, установлены устройства заграждения переездов. Все переезды оборудованы электроосвещением, связью с дежурным по станции, поездным диспетчером. Автоматической светофорной сигнализацией, электроосвещением оснащены 1074 неохраняемых переезда.

С местными исполнительными органами проводится работа по установке в рамках ГЧП (государственно-частного партнерства – КазТАГ) на переездах видеокамер с аппаратно-программным комплексом (АПК) «Сергек», что позволит делать фото и видео фиксации нарушения ПДД.


В настоящее время на шести железнодорожных переездах уже установлены АПК «Сергек», в том числе в городах Нур-Султан и Усть-Каменогорск по два комплекса, и по одному в городе Алматы и Акмолинской области. Кроме того, департаментом полиции Алматинской области установлены камеры видеонаблюдения на железнодорожном переезде станции Шамалган и двух переездах поселка Сарыозек. Всего планируется оборудовать системой видеонаблюдения с автоматической фиксацией данных 81 переезд.

- Какие законодательные меры могут привести к снижению числа трагедий на железной дороге?

- Вопросы обеспечения безопасности на объектах железнодорожного транспорта являются приоритетными для компании. В рамках своей компетенции и для повышения уровня безопасности АО «НК «ҚТЖ» внесло в министерство юстиции РК предложения по внесению изменений в Кодекс РК «Об административных правонарушениях». Они направлены на ужесточение административно-уголовной ответственности к лицам, по вине которых допускаются случаи нарушений безопасности движения, дорожно-транспортные происшествия, а также за проход по железнодорожным путям в неустановленных местах, выпас скота в полосе отчуждения железных дорог.

Принятие данных изменений позволит обеспечить неотвратимость наказания виновных лиц, соответственно повысит их ответственность за неправомерные действия, а также позволит повысить уровень безопасности движения поездов.

Источник фото: Пресс-служба КТЖ.


adimage