Люди не должны страдать и быть заложниками алчности чиновников – Жумагали

Астана. 15 февраля. КазТАГ – Коррупция является сдерживающим фактором по многим направлениям, и рядовые граждане не должны страдать и быть заложниками алчности чиновников, заявил председатель агентства по противодействию коррупции Асхат Жумагали в эфире программы «Үәде» телеканала Jibek Joly.

«Глава государства огромное внимание уделяет этой проблеме. Сама коррупция – это же проблема не только нашей страны. Это социальное явление, как проявление преступности, оно присутствует во многих государствах. И на сегодняшний день у нас, конечно, коррупция является сдерживающим фактором по многим направлениям. Поэтому этому явлению негативному уделяется большое внимание со стороны главы государства, со стороны общественности», - сказал Жумагали.

Он пояснил, что с этой целью создаются соответствующие правые механизмы.

«У нас очень хорошая концепция антикоррупционной политики. Все государственные органы задействованы по ее реализации. Очень много передовых инструментов используется по предотвращению коррупции. В частности, большое значение уделяется цифровизации. Вы знаете, что по вопросам цифровизации у нас очень много положительных кейсов. И в том числе эффективные цифровые инструменты мы сейчас используем вместе с другими уполномоченными органами, как Нацбанк, министерство финансов, чтобы предотвращать злоупотребление и хищение бюджетных средств», - сказал глава антикоррупционной службы.

Он напомнил, что на сегодняшний день за получение взятки в особо крупном размере чиновник может получить наказание до 15 лет лишения свободы.

«Это очень серьезное наказание. Чиновники, осужденные за коррупцию, лишены возможности выхода на условно-досрочное освобождение. Я уже не говорю про то, что потом в последующем уже путь закрыт на госслужбу, в квазигоссектор», - подчеркнул спикер.

Как подчеркнул руководитель «антикора», глава государства всегда подчеркивает – самое важное в этом вопросе всегда соблюдать законность.

«То есть здесь никогда не должно быть перекосов, каких-либо гонений, никаких не должно быть гонок из-за показателей. Вот даже буквально в статье он отметил в недавней своей, что за каждой цифрой стоит человеческая судьба. Поэтому каждый раз, когда мы обсуждаем эти вопросы, когда я докладываю о проделанной работе, особое внимание уделяется именно вопросам защиты интересов граждан, бизнеса. Особое внимание уделяется вопросам превенции, профилактики коррупционной преступности, устранения причин и условий, способствующих коррупции. Ну и, конечно, принцип неотвратимости наказания, он тоже является одной из составляющих нашей деятельности», - сказал Жумагали.

Он напомнил слова президента о том, что без мер принуждения невозможно установить порядок в стране.

«Это правильно, но самое главное в любом деле должно быть соблюдение законности, чего мы требуем и от своих подчиненных. На сегодняшний день у нас работа построена следующим образом. Мы давно уже отказались от каких-то цифр, от, так скажем, палочной системы. У нас есть соответствующие карты коррупционных рисков в регионах. Именно мы обращаем внимание на те социальные, наиболее проблемные участки, которые волнуют население. И уже точечно работаем, принимаем соответствующие меры. Для нас очень важное мнение населения. Мы используем ту информацию, которая поступает нам от граждан из соцсетей, непосредственно на call-центр, из письменных обращений», - пояснил председатель агентства по противодействию коррупции.

Также, по его словам, используются информационно-аналитические и оперативные материалы в своей деятельности «с той целью, чтобы устранить именно тот участок, который волнует население и мешает нормальному существованию».

В качестве примеров он привел проблемы экологии, связанные с коррупцией.

«Жезказган, Восточный Казахстан, область Улытау – в этих регионах вопросы экологии так остро стоят. И, соответственно, они всегда у нас в зоне, так скажем, повышенных коррупционных рисков, потому что эти должностные лица связаны с выдачей соответствующих разрешений. И, учитывая мнение населения и полученные оперативные материалы, ряд, так скажем, местных высокопоставленных должностных лиц были выявлены, пресечена их деятельность», - сказал глава «антикора».

Также он обратил внимание, что в Казахстане очень сильно развиваются цифровые инструменты, процессы информатизации и автоматизации.

«Когда мы начали по поручению президента внедрять этот инструмент, мы привлекли сюда, конечно же, Национальный банк, потому что на его платформе он реализуется, поскольку он является автором, так скажем, цифрового тенге. Обязательно сюда привлекли мы министерства финансов, поскольку они отвечают за вопросы движения бюджетных денег, ну и уполномоченные органы, которые реализуют эти бюджетные средства. Суть этого института такова, каждый тенге – он оцифровывается, маркируется, и его движение прослеживается до последнего получателя. Когда будет подтверждено приобретение тех или иных товаров, оказание услуг или выполнение работ, то эти деньги, эти цифровые деньги, так скажем, они опять переходят (…) и проходит оплата», - сказал руководитель антикоррупционного ведомства.

По его совам, в 2024 году был внедрен пилотный проект при строительстве железной дороги «Достык – Мойынты».

«Там уже порядка Т160 млрд пропустили через цифровую платформу, через закрашенные цифровые деньги. Мы видим всю цепочку движений этих денег, я сейчас объясню, почему на это обращаем внимание. Также мы привлекли в Атырауской области к проекту строительства дороги, тоже через окрашивание денег, то есть уже соответствующая дорога строится с участием подрядчиков, которые согласились участвовать в этом проекте, они подкрепились к общей цифровой платформе и готовы показывать свои расходы», - сказал Жумагали.

Он отметил, что дополнительный бонус от этого проекта в том, что если предприниматель готов работать в формате open book, то это говорит о добропорядочности самого предпринимателя.

«Потом само контролирование бюджетных средств через цифровой тенге, через его маркирование, так скажем, окрашивание позволяет нам полностью отследить всю цепочку транзакций. Почему мы к этому пришли? Потому что, как вы знаете, хищение, это следственная практика показывает о том, что хищения, которые совершаются из бюджета, они уже, так скажем, начинают формироваться путем завышенных ПСД, потом аффилированные лица выигрывают, эти деньги выводятся через различного рода подставные фирмы, раньше это было очень активно обналичивание, использование, а теперь это очень сильно осложняется, если даже не исключается, потому что если в обычном порядке можно будет каким-то образом вывести деньги путем совершения фиктивных сделок, где-то их перемешать, вывести через индивидуальных предпринимателей и так далее, такие способы хищения есть, конвертации различного рода, то с применением цифрового тенге, маркированных, окрашенных денег, это практически невозможно», - подчеркнул спикер.

Он пояснил это тем, что фиксируется каждый тенге.

«Но суть этой системы, она будет работать полноценно тогда, когда у нас будут соответствующие базы данных между собой интегрированы полноценно и внедрены элементы форматно-логического контроля, которые будут сигнализировать о том, что здесь такие-то, такие-то риски, то есть система управления риском. На мой взгляд это будущее, его нужно развивать, на следующий год мы хотим полностью отрасль, так скажем, оцифровать, в частности дорожную отрасль, именно начать с формирования бюджета, чтобы это тоже проходило в формате с применением цифровых инструментов, то есть само составление госэкспертиз, подтверждение, внедрение форматно-логического контроля, чтобы машина проверяла в соответствии цен, объемов заложенных работ, в последующем, когда будет утвержден бюджет, уже соответственно проверять, прослеживать, контролировать движение денег, направленных на освоение этих проектов», - объяснил Жумагали.

Он подчеркнул, что политика президента в целом направлена на полное искоренение коррупции.

«То есть максимальная минимизация коррупционных рисков с той целью, чтобы наше общество было без коррупции. В целом это положительно отразилось на благосостоянии граждан. И самое главное критерий в нашей деятельности, это не просто показатели по внешнему контуру, рейтинги, которые формируются международными агентствами, а именно, чтобы сделать жизнь людей без коррупции, улучшить благосостояние. Это основной критерий. И, конечно же, когда есть определенные движения положительного характера по международным рейтингам, я думаю, это лишний раз говорит о том, что мы движемся в нужном направлении», - отметил глава «антикора».

Говоря о 39 баллах, набранных Казахстаном по индексу восприятия коррупции, он отметил, что это самая лучшая позиция страны в истории.

«Можно назвать определенно его успехом, конечно же. Но это не самоцель. Еще раз повторюсь, наша цель основная – максимально минимизировать коррупционные риски с той целью, чтобы наши граждане жили без коррупции и их благосостояние улучшалось. Что касается этого индекса, он формируется по разным показателям. И я бы хотел здесь сказать, конечно, впереди нас есть страны – Грузия, допустим, они провели в свое время большую реформу в госструктуре, в правоохранительных органах и, соответственно, получили высокие баллы зарубежных экспертов. Мы делаем то же самое и даже местами больше. У нас на сегодняшний день есть соответствующая концепция антикоррупционной политики на 2022-2026 годы. Ее, кстати, наши международные эксперты, с кем мы работаем, это эксперты ОЭСР, в целом глобально мы стремимся войти в этот клуб стран-участников ОЭСР, но конечно, мы должны соответствовать таким передовым стандартам. С этой целью мы очень плотно работаем с нашими коллегами, с экспертами, повторюсь, в ОЭСР. И они по пятому раунду оценки АКС ОЭСР положительно отметили нашу концепцию и то, как она реализуется через проектное управление», - сказал руководитель антикоррупционной службы.

По его словам, есть определенные достижения, есть куда, конечно же, стремиться.

«Нам дали рекомендации на два года, которые мы должны реализовать. Тем самым мы приблизимся к передовым стандартам стран ОЭСР. Основная цель, по крайней мере, мы сейчас видим, это войти в группу против взяточничества, в дальнейшем ратифицировать и быть участником конвенции против подкупа должностных лиц при заключении международных сделок. И это даст нам правовую основу в дальнейшем, чтобы стать членом клуба стран ОЭСР. Еще раз повторюсь, что эта большая работа, которая проводится, направлена на улучшение благосостояния граждан», - сказал Жумагали.

Как подчеркнул спикер, вся работа по борьбе с коррупцией делается для того, «чтобы нашим людям было хорошо жить, чтобы они жили в стране, свободной от коррупции».

«Главное, не где мы стоим, а куда движемся же, правильно? И даже те факты того, что наши иностранные партнеры, которые создают эти рейтинги, отметили движение вперед, это уже о многом говорит. Та политика, которую провозгласил глава государства, она работает и планомерно принимаем соответствующие меры», - сказал председатель антикоррупционной службы.

Также он рассказал об одной из основополагающих задач агентства по противодействию коррупции.

«(Чтобы – КазТАГ) люди, где мы живем, наше население, наши граждане, они как можно реже сталкивались с недобропорядочными чиновниками, чтобы их жизнь в целом улучшалась, улучшалось их благосостояние, чтобы они не были, так скажем, заложниками незаконных решений нечистоплотных чиновников, чтобы они не страдали от этих действий, так скажем, алчных должностных лиц, которые нацелены только лишь на личное обогащение», - сказал Жумагали.

Источник фото: ©Мадина Алимханова


adimage