Млечин: Приказ стрелять на поражение касался бандитов, а чрезмерную силу применил Бектанов

Астана. 27 декабря. КазТАГ – Приказ президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева «стрелять на поражение» в ходе январских событий касался бандитов, в условиях, когда глава государства оказался в изоляции, организованной силовиками, а чрезмерную силу по отношению к протестующим применил занимавший тогда пост министра обороны Мурат Бектанов, сообщил российский журналист Леонид Млечин в своей книге «Трагический январь».

«В первые дни – с 4 по 6 января 2022 года – Токаев оказался в настоящей информационной изоляции, организованной силовиками. Президента запугивали масштабами беспорядков, количеством напавших на основные областные центры бандитов, их планами атаковать Акорду — резиденцию президента. Находившиеся рядом с Токаевым сотрудники его аппарата – а это всего лишь несколько человек – рассказывали мне: в определенном смысле «президент буквально в одиночку боролся за страну против бандитов и предателей из силового блока», - написал Млечин.

По его словам, Токаев сам писал свои заявления, и никто его не редактировал.

«Именно в этих тяжелейших условиях появился его знаменитый приказ «открыть огонь на поражение». Президент имел в виду бандитов, отказавшихся подчиниться требованиям чрезвычайного положения. Они продолжали нападать на военных, полицейских и обычных граждан, грабили банки и магазины. И Токаев в том заявлении призвал граждан без надобности не выходить на улицы, быть осторожными, проявлять бдительность», - пояснил журналист.

Он добавил, что занимавший на тот момент пост министра обороны «Мурат Бектанов явно превысил свои полномочия и применил силу уже тогда, когда в этом не было необходимости».

«Позже уже бывший министр был арестован, в октябре 2022 года его дело передали в военный суд. А тогда на Токаева обрушился шквал критики. И до сих пор оппоненты винят его в жестокости по отношению к «мирным демонстрантам». Но теперь очевидно: в те трагические дни президент принимал верные решения и спас страну от хаоса и раскола. И главное: Токаев извлек правильный урок из январской трагедии. Он не стал «замораживать» страну, вводить режим личной диктатуры. Напротив, приступил к реализации беспрецедентных в истории не только Казахстана, но и всего региона демократических реформ. Отказался от многих президентских привилегий и полномочий. Решил усилить роль и функции парламента и гражданского общества в целом. Заявил, что отныне президент будет наемным менеджером, отвечающим перед народом, историей и своей совестью. Невиданная для Центральной Азии история: именно в Казахстане появился президент, подписавший семилетний контракт с народом. Не хан, не султан, а наемный менеджер», - добавил Млечин.


adimage