Мурат Ауэзов об уголовном преследовании Жанболата Мамая: Нельзя лишать народ надежды

Алматы. 9 апреля. КазТАГ – Известный казахстанский культуролог Мурат Ауэзов раскритиковал уголовное преследование лидера незарегистрированной Демократической партии Казахстана Жанболата Мамая.

«Заключение Жанболата под стражу несправедливо. Я знаю Жанболата как одного из лучших людей в моей жизни, считаю знакомство с ним одним из достижений в моей жизни. Я знаком с ним давно, когда он был совсем молод. Он взял у меня интервью, мы разговорились, познакомились, узнали друг друга. И впоследствии он стал часто выступать перед массами, стал узнаваем. Когда он снял фильм о голодоморе, я понял, насколько это талантливый парень. Он провел настоящее научное исследование. В отличие от других исследователей, он глубоко вник в эту тему. Поэтому он гражданин с большой буквы, способный объединить массы. Это гражданин, способный летящие из масс искры обратить во благо народа. О какой бы нации не шла речь, такие граждане встречаются редко», - сказал Ауэзов.

Это, подчеркивает он, исторический факт.

«Есть еще одна тема, которую я хочу затронуть касательно Жанболата. Испытание, с которым он столкнулся, нынешняя ситуация – это большая несправедливость. Те, кто это делают, в конечном счете будут раскаиваться. Если не они сами, так их потомки будут ощущать. Моя мать Фатима трижды подвергалась гонениям. Тогда ее дети были маленькими. Благодаря моему отцу Мухтару Ауэзову купила небольшой дом в Алматы. Тогда начали возвращаться в Алматы вдовы наших великих мужей, которые подверглись гонениями. К нам домой приходила вдова Беймбета Майлина – Гульжамал, вдова Сакена Сейфуллина – Гульбахрам. Они втроем часто заваривали самовар, пили чай и говорили о том, черех какие испытания прошли в ходе гонений. Я тогда был маленький, бегал по дому, заползал под стол, и, бегая туда-сюда, многое слышал. Тогда я понял, что такие несправедливости не забываются. Так как народ видит, а народ – вечен. Такую жестокость, такую несправедливость не забудут. В любом случае, есть потомки, близкие, все сохранится в их памяти. Во-вторых, я слышал не только разговоры, но проклятия в адрес тех, кто творил в зверства в их адрес. Мне почти 80. Я многое повидал. И я обратил внимание, что такая несправедливость не проходит бесследно. Оказывается, за зло, сотворенное одними людьми, проклятия настигают их потомков», - сказал культуролог.

Люди, добавил он, должны помнить об этом.

«Несправедливое заключение и истязание таких дарованных богом людей, как Жанболат, которые вышли из народа, которые рождены для народа – это большое зло, грех и позор. Сейчас особенно нельзя помещать в тюрьмы и преследовать таких парней как Жанболат – в ситуации, когда народ столкнулся с тяжелой ситуацией, тем более, когда мало как нас самих, так и выдающихся наших граждан. Если так посмотреть – это просто глупость. Это свидетельство глупости представителей властей, которые все это делают. Они много чего не чувствуют, не знают. Я видел, во что превращаются потомки тех, кто творят зверства. Они превращались в рабов. Мы же, как народ, должны приложить все усилия и заставить выпустить Жанболата. Иначе нельзя», - подчеркнул он.

Ауэзов указал на то, что сейчас осложняется геополитическая ситуация.

«Прямо под боком «расширяющаяся» Россия. И про Китай мы должны помнить. Да и других моментов немало. В связи с этим, много чего предстоит решить. В противном случае наше будущее туманно! Граждан, которые способны решать такие вопросы, к сожалению, в нашем народе немного. И это ужасно, когда таких немногих граждан истязают, без доказательств, без вины заключают под стражу. Жанболат образованный и яркий гражданин. И языками он владеет – и казахским, и русским, и английским. Очень грамотный. Великие представители движения Алаш ведь именно о таких как Жанболат гражданах и мечтали. Граждан, которые могут выйти на площадь и превратить ее в национальный фронт, единицы. Лично я, где бы ни был, всегда душой за Жанболата. Благодаря моему богатому опыту, я вижу многие вещи. С восхищением смотрю и на Жанболата, и на парней и девушек, которые рядом с ним. Нельзя не восхищаться ими, когда они выходят на площадь и идут на гражданские акции. И когда на таких граждан оказывают давление, когда их угнетают, это лишает народ надежды. А как известно, безнадега по сути своей – дьявол. Это большой грех», - сказал культуролог.

Он отметил, что «сейчас очень опасное время».

«Поэтому я желаю, чтобы Жанболат был в порядке. Желаю, чтобы друзья его не отступали, были тверды. Безгранично благодарен Инге (Иманбай, супруге Мамая – КазТАГ). Я ведь хорошо знаю, с какими трудностями сталкивались близкие, дети и жены тех, кто пострадали без вины. В те времена получить звание «врага народа» было нелегким испытанием. А Инга – не просто жена Жанболата, она – борец. Друг и соратник. Отважная, образованная, стойкая в своих принципах. Близкие и жены и других наших граждан, кто пострадали от несправедливости, берут пример с Инги. Повторяю еще раз – народ нельзя лишать надежды. По Жанболату же видно, что он очень одаренный и крепкий духом человек. Великий борец, который проявляет отвагу», - подчеркнул Ауэзов.

По его мнению, Мамай – это человек, который для достижения высоких целей очень много исследовал, читал, освоил много знаний.

«Я могу назвать его и особенным, и политической звездой. Я не смог выйти с ним на площадь просто в силу своего возраста. Иначе я был бы рядом с ним. Но если ситуация усугубится, я, несмотря ни на что, буду рядом с ним. Это дело – абсолютно понятное. Все очевидно. Для Токаева, который пытается изменить ситуацию, пытается что-то делать, это испытание. Если же он не сможет отличить белое от черного, будет сажать без вины таких граждан как Жанболат, пытать их – пусть винит себя. Так как и Токаев должен пройти это испытание. И самое большое испытание, наверное, это то, как человек способен проявить свою человечность, то, как он понимает других людей. Жанболат рожден для борьбы. Он смог организовать свое окружение, расширить его влияние, и начал превращать казахов в политическую нацию. Если он (Токаев – КазТАГ) сможет это распознать – то хорошо, если же нет – то и мы тебя не знаем», - сказал культуролог.

Также он высоко оценил фильм «Зұлмат» про голодомор, снятый Мамаем.

«Это – классика. Конечно, немало тех, кто получили обширные знания и достигли больших результатов в данном направления. Но нужны не только знания, но и дух. Особенно бойцовский дух. Я знаю многих писателей и исследователей. Тех, кто тщательно изучали тему голодомора. А Жанболат не просто нашел путь к глубоким знаниям, он обладает и духом. Изучив эту тему, он подводит к мысли о том, чтобы такая трагедия больше никогда в будущем не повторилась. Это очень правильные принципы. Поэтому, я считаю, что он проделал большую и важную работу для нашего будущего», - заключил Ауэзов.

Напомним, Жанболата Мамая должны были освободить 12 марта после содержания под административным арестом, однако этого не произошло. Выяснилось, что он был признан подозреваемым уже по уголовному делу – политику вменяют оскорбление представителя власти и распространение заведомо ложной информации. По одному из обвинений потерпевшими проходят сотрудники полиции Алматы. Сторонники Мамая считают его уголовное преследование политически мотивированным и объявили голодовку у здания департамента полиции Алматы. Вечером 14 марта суд санкционировал арест Мамая сроком на два месяца. 15 марта миссия США выразила обеспокоенность задержанием Мамая. Отметим, что 26 марта другая авторитетная международная правозащитная организация – Human Rights Watch заявила, что обвинения против Мамая противоречат заявлениям властей о реформе. 1 апреля в защиту политика выступила другая авторитетная международная правозащитная организация – Amnesty International, которая обратилась к президенту Касым-Жомарту Токаеву и призвала его освободить Мамая. 4 апреля стало известно, что Мамаю отказали в освобождении по амнистии.

Источник фото: Facebook.com/@Жанболат Мамай.


adimage