«Мы акиму района как кость в горле» – почему десятки тысяч алматинцев часто сидят без воды

Алматы. 6 февраля. КазТАГ – Жители микрорайона «Акжар» в Наурызбайском районе Алматы призывают местные власти обеспечить дома бесперебойным питьевым водоснабжением, передает корреспондент агентства.

«Алматы су» наши трубы на баланс не принимают. И мотивируют это тем, что они проложены давно, нарушены технологии и глубина залегания маленькая. Но я не скажу, что маленькая, вот у нас тротуар, 1-1,2 м, но в Алматы мы же не в Норильске живем, вода не промерзает настолько, 70 см максимум промерзает земля и вот это постоянная отговорка. Мне 78 лет, в 2025 году мне обещают воду, а доживу ли я до 2025 года, я сама не знаю. Это же нам лапшу вешают, завтраками кормят. Акима района, сколько я ходила на приемы, видели в глаза, может, один раз. Он совершенно отрекся от «Акжара», «Акжар» им как кость в горле. Я хочу сказать, для чего нам такой аким, я не понимаю? И самое интересное, все морозы вода у нас была. 18 числа вечером отключили все. С 18 января нет воды. 10 тыс. жителей точно без воды. Акжарцы люди терпеливые, такие честные, законопослушные, не протестуют, в «Жанатурмыс», например, перекрыли дорогу», - сказала в понедельник жительница микрорайона «Акжар» Тамара Акимова журналисту Асету Матаеву на сходе местных жителей.

Он лично ознакомился с проблемами местных жителей и встретился для решения озвученных проблем с чиновниками.

Руководитель отдела коммунального хозяйства аппарата акима Наурызбайского района Фархад Жанбыр в разговоре с журналистом признал, что проблема с водоснабжением – очень острый вопрос для района и все жители об этом знают.

«В 2018-2019 годах был начат ряд проектов по Наурызбайскому району по обеспечению инженерными сетями. Всего было запроектировано две фильтровальные станции и 150 км водопроводных сетей. В настоящее время по микрорайону Акжар, жители сами знают, от 19 км водопровода, 15 км уже проложили. Остальные работы будут продолжены в марте. По отключению водоснабжения хочу сказать, что для обеспечения безопасности жителей Наурызбайского района в горах на Иле-Алатауском национальном парке ведется строительство селезащитного сооружения. Там ведутся работы и на каждой раскопке выходят новые родники. Эти новые родники отводятся к реке Аксай, которая идет к жителям Наурызбайского района. До очищения вода идет грязная, в связи с этим мы закрываем шлюз, потому что наши магистральные сети позволяют, грязная вода проходит без проблем, но у жителей 25 мм диаметра трубопровод и это забьет абонентские трубы. В связи с тем, когда вода загрязняется, мы сразу закрываем, жители об этом знают. Помимо этого сейчас у нас ходит три водовоза, по заявке мы отправляем чистую воду», - заверил Жанбыр.

Ему указали на жалобы жителей, сообщивших, что на семью при доставках водовозами выделяют лишь 200 литров воды вместо положенных 500, а за больший объем у горожан просят денег.

«Такого нету», - заверил чиновник.

«Мы сейчас встречались с пенсионерами, и они говорят, что потребность примерно 6 кубов в месяц и они платят по Т20-30 тыс. за водоснабжение», - обратил внимание Матаев.

«Мы водовозам поставили конкретную задачу – то есть один водовоз ходит и больше 500 литров никому не наливает. Потому что если он наливает 2-3 куба, через 2-3 куба вода закончится, он уйдет, и опять будет заполняться и у нас будет небольшой охват в день. В связи с этим 500 литров мы на каждого абонента отправляем, а какие там внутренние проблемы – договорились они, не договорились, мы этого не знаем, такого факта не было. Помимо этого по Акжару многие знают, что воды не хватает и некоторые частные организации работают там также, воду поставляют, и жители могут сказать, что это вот, акимат нам воду продает», - утверждает представитель местных властей.

«Жители сказали, что воды нет, а у ресторанов, автомоек, бань – у них есть вода…» - продолжил журналист.

«Мы можем проехаться, проверить, почему у некоторых абонентов есть вода, а у некоторых нет. Потому что при строительстве, когда это было дачными массивами, трубопроводы были проложены с нарушением – 40 м в глубину, согласно наружной температуре воздуха, по любому вода замерзает в водопроводе. В связи с этим у некоторых ресторанов вода тоже замерзает, но они сами отогревают. Помимо этого, согласно акту балансового обеспечения, по закону, жители сами должны это делать. Но мы уже где-то 10 абонентам, по их просьбе, помогли отогреть. У меня есть фотографии, видео, можете проехаться, поговорить», - заявил Жанбыр.

«Жители сказали, что с 18 января сидят без воды», - довел Матаев до чиновника жалобу местной жительницы Тамары Акимовой.

«Нет, такого нет», - уверяет ответственный за воду в районе.

«Кто с 10 января, кто с 18, все это на видеозаписи есть. Потом вопрос такой, говорят, когда представители акимата или «Алматы су» приезжают, они говорят, что это мы вас взяли в город и решаем ваши проблемы. Но жители говорят, что у нас наша труба была проложена в 2008 году, территория перешла к «Акжару» в 2016 году и проблемы начали после этого. Забирают наш родник, какие-то врезки идут непонятные. Самая большая проблема, что эту трубу не берут на баланс «Алматы су». Если бы эта труба была на балансе «Алматы су» не было бы никаких проблем, а «Алматы су» не хотят брать на баланс, потому что труба старая», - указал Матаев на ряд нестыковок в позиции властей.

Как утверждает представитель акимата, причина – в нарушениях санитарных норм и правил (СНИП).

«Например, та же глубина залегания 40 см, колодцы отсутствуют. То есть случается авария, а ты не знаешь, где ее закрывать. И жители, конечно, потом говорят: «Чем вы занимаетесь, почему не можете одну аварию устранить?» А как устранить, если нет схем, колодцев? Всего этого нет, и в связи с этим не берут. И его брать нецелесообразно», - заявил Жанбыр.

Он показал проект новых водопроводных сетей.

«Это новый проект, в марте выйдет с экспертизы, в текущем году начнутся строительно-монтажные работы по инженерным сетям. Также, что важно здесь, сети ладно, построим. Здесь есть проблема также в источнике воды. Источник воды – это старая Аксайская станция, где производится где-то 3 тыс. кубов в сутки и там нет специальных новых технологий фильтрации. Как я ранее сказал, в 2019 году был разработан проект по фильтровальной станции «Аксайым», сейчас ведется строительство. Всех активистов, жителей Акжар мы туда отвозили, они видят это, огромное водозаборное сооружение, которое производит 22 тыс. кубов в сутки, но строительство окончится только к 2025 году. Мы с жителями это обсуждаем, говорим, как есть. Мы говорим, что да, наблюдаются проблемы, но, тем не менее, для участков, где не хватает воды, мы будем обеспечивать водозавозами», - рассказал чиновник.

По его словам, водовозы проходят экспертизу, обеззараживание, получают документы и только после этого едут на скважину на заполнение питьевой водой, машина, которая не прошла обеззараживание, списывается.

«В данный момент сложно увеличить количество водоводов, я бы хотел. Потому что мы откуда водовозы берем? «Алмату су» в летний период дает пять водовозов и помимо этого мы берем с ГКП «Тазалык», мы сняли два водовоза, отправили туда на экспертизу, он полдня не смог пройти экспертизу.

«Работа идет, я признаю, что воды нет, но не на месяц», - добавил руководитель отдела коммунального хозяйства.

По его словам, причина отключений – загрязнение источников.

«Это источник, откуда жители воду пьют. Я был в горах, вода грязная, в связи с этим мы воду отключили. Открывшийся родник идет с грязной водой в реку Аксай. Здесь котлован разрыли, когда я уходил три дня назад, я сказал, чтобы этот родник отвели, чтобы он не загрязнял реку. Вот из-за этого» - сказал Жанбыр.

Матаев обратил внимание на жалобы жителей на то, что летом, когда к ним поступает фильтрованная вода, она грязнее, чем поливная.

«Просят оставить им просто воду, просят не перекрывать ее, что они могут на бытовые цели использовать. Они говорят, что если не хватает водовозов, не можете решить проблему, дайте нам эту воду, пусть она идет как техническая вода, чтобы мы использовали ее. У каждого из них есть фильтры», - привел жалобы жителей журналист.

Чиновники уверяют, что им воды не жалко, но грязная вода может привести к замерзанию труб.

«Где-то 20 тыс. жителей живет, это где-то 5 тыс. абонентов. Воду открыли, трубы забьются у абонентов песками, камнями и вся водопроводная сеть замерзнет. На месяц мы «Акжар» оставим без воды. Жители же этого не понимают, мы для них стараемся. Отключение идет максимум 2-3 часа. Есть специальный чат службы Наурызбайского района, все аварии мы сюда отправляем. Вот, сообщение о прозрачности воды ноль, отключили воду. Потом далее сообщение о прозрачности 12, уже чистая. Когда уровень достигает 18, все открываем. Здесь устранили аварию за 40 минут», - привел пример Жанбыр.

В ходе разговора чиновник пообещал посетить пенсионерку, о проблеме которой сообщил Матаев.


adimage