Названы возможные сроки разграничения полномочий следствия, прокуратуры и суда Казахстана

Астана. 24 мая. КазТАГ – Названы возможные сроки разграничения полномочий следствия, прокуратуры и суда Казахстана, передает корреспондент агентства.

«Три ключевые задачи уголовного процесса должны будут выполняться разными органами: 1) выявление, пресечение уголовного правонарушения, установление причастных лиц, сбор и закрепление доказательств – органами досудебного расследования; 2) дача независимой правовой оценки собранным доказательствам, принятие ключевых процессуальных решений, предъявление и поддержание обвинения в суде – прокуратурой; 3) назначение наказания, санкционирование следственных действий и рассмотрение жалоб на действия и решения органов досудебного расследования и прокуратуры – судом», - говорится в концепции к проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом», представленной генеральной прокуратурой.

Как отмечается, главой государства в послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» указано о необходимости модернизации уголовной сферы по примеру развитых стран ОЭСР с внедрением трехзвенной модели с четким разделением полномочий между органами уголовного преследования, прокуратурой и судом на стадии досудебного расследования: где полиция должна выявлять преступления, устанавливать причастных лиц, собирать и закреплять улики; прокурор обязан давать независимую оценку собранным доказательствам, пресекать нарушения прав граждан, не допускать вовлечения добросовестных граждан в уголовный процесс, поддерживать обвинение в суде; суд – рассматривать жалобы на действия органов и выносить окончательный вердикт по делу.

«На первом этапе не должны иметь юридической силы ключевые процессуальные решения, затрагивающие конституционные права граждан без одобрения их прокурором (путем согласования либо утверждения). Его реализация была обеспечена путем принятия 19 декабря 2020 года Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе и противодействия коррупции», - пояснили авторы документа.

Они отметили, что по данному закону прокурор согласовывает по уголовным делам процессуальные решения о признании лица подозреваемым, квалификации деяния подозреваемого, изменении и дополнении квалификации подозреваемого, квалификации уголовного правонарушения, прерывании сроков расследования, а также утверждает процессуальные решения о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования в полном объеме или в части, протокол об уголовном проступке и постановление о применении приказного производства.

«Новая процедура согласования и утверждения ключевых процессуальных решений позволила прокурору на ранних стадиях расследования давать им независимую правовую оценку с учётом собранных доказательств, пресекать нарушения прав граждан и не допускать вовлечение добросовестных граждан в орбиту уголовного преследования», - добавили разработчики.

По их мнению, результаты разработки эффективных правовых механизмов указывают на необходимость самостоятельного составления прокурором обвинительного акта по уголовным делам.

«Именно обвинительный акт свидетельствует об окончании досудебной стадии уголовного процесса, когда человеку предъявляется окончательное обвинение и дело направляется в суд. В свою очередь, это повысит персональную ответственность прокуроров и усилит механизмы независимой правовой оценки им доказательств и иных материалов уголовного дела, что также будет способствовать исключению ошибок при предании обвиняемого суду и станет барьером от необоснованного вовлечения граждан в уголовный процесс», - считают авторы концепции.

По данным надзорного органа, за последние 2,5 года прокуроры пересоставили 1097 обвинительных актов (2019 год – 135, 2020 год – 253, 2021 год – 709).

«Такую модель уголовного процесса с разграничением полномочий и зон ответственности между органами досудебного расследования, прокуратурой и судом предлагается реализовать в три этапа. 1 этап – с 2022 года по делам об убийствах; 2 этап – с 2023 года по делам о коррупционных преступлениях; 3 этап – с 2024 года по остальным категориям дел, завершенным в форме предварительного следствия», - уточнили в надзорном органе.

Ранее приводились данные из концепции о том, что в Казахстане за последние шесть лет необоснованно задержали почти 2,2 тыс. граждан. Также в генпрокуратуре заявили, что органы следствия не уделяют должного внимания вопросам доказывания. Кроме того, в ведомстве признали, что в поступившем прокурору уголовном деле уже выстроена система обвинительных фактов. Вместе с тем, в надзорном органе сослались на опыт стран ОЭСР по исключению возможности произвола власти, представляя концепцию. Вместе с тем, выяснилось, что в Казахстане с начала 2021 года незаконно признали подозреваемыми более 1 тыс. человек.

Источник фото: Фото из открытых источников


adimage