Не обеспечение доступа к информации в Казахстане носит системный характер – МИОР

Астана. 12 июня. КазТАГ – Не обеспечение доступа к информации в Казахстане носит системный характер, сообщается в консультативном документе регуляторной политики к проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам доступа к информации и общественного участия», представленном министерством информации и общественного развития.

«Принятие закона Республики Казахстан «О доступе к информации» стало прогрессивным шагом в обеспечении открытости и прозрачности деятельности государственных органов. Однако практика показывает, что невыполнение требований по обеспечению доступа к информации обладателями информации носит системный характер», - говорится в документе.

Отмечается, что на сегодня органы прокуратуры согласно статье 805 КоАП возбуждают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 456-1 (незаконное ограничение права на доступ к информации) КоАП, «при этом, на практике органы прокуратуры не рассматривают обращения физических и юридических лиц по фактам незаконного ограничения права на доступ к информации и перенаправляют в адрес министерства информации и общественного развития Республики Казахстан, у которого отсутствуют контрольно-надзорные полномочия».

«Решение данной проблемы видится в дополнении закона Республики Казахстан «О доступе к информации» статьей «Надзор за применением настоящего закона», определяющей, что органы прокуратуры осуществляют высший надзор за соблюдением законности в области доступа к информации, а акты прокурорского надзора, вынесенные на основании и в порядке, установленнымзаконом Республики Казахстан «О прокуратуре» обязательны для всех обладателей информации (по аналогии со статьей 28 закона РК «О персональных данных и их защите»)», - предложили в МИОР.

Также предлагается дополнить закон «О доступе к информации» статьей «Взаимодействие уполномоченного органа в области доступа к информации и органов прокуратуры», которая будет предусматривать, что уполномоченный орган в области доступа к информации, в том числе информирует органы прокуратуры о выявленных фактах правонарушений в области доступа к информации в рамках поступивших обращений физических и юридических лиц и по итогам мониторинга деятельности государственных органов в области доступа к информации.

«Возможные положительные последствия: предлагаемые изменения повысят степень открытости деятельности, в первую очередь, государственных органов и обеспечат исполнение требований закона Республики Казахстан «О доступе к информации» всеми обладателями информации. Возможные негативные последствия: не прогнозируются», - сказано в документе.

Второй проблемой названо необеспечение доступа к общественно значимой информации в сферах земельных отношений, здравоохранения, образования, экологии, социальной защиты населения и финансов.

«Сегодня граждане сталкиваются с информационной закрытостью либо недостаточной информационной недоступностью в ряде общественно значимых сфер, что порождает недоверие к проводимой государственной политике в той или иной отрасли и принимаемым государственными органами мерам и решениям. Выбор сферы земельных отношений, здравоохранения, образования, экологии, социальной защиты населения, финансов продиктован методологией ООН, применяемой в вопросах определения открытости правительства. Для решения этой проблемы предлагается закрепить в нормативно-правовых актах, регулирующих сферы образования и науки, земельных отношений, экологии, труда и социальной зашиты населения, здравоохранения, финансов, принципы, механизмы и инструменты открытости», - предложили разработчики.

Возможными положительными последствиями названы: обеспечение беспрепятственного доступа физических и юридических лиц к отраслевой информации, представляющей общественный интерес; эффективное участие общественности в принятии решений в области государственной политики. Возможных негативных последствий не прогнозируются.

Проблема №3 названо ограничение доступа граждан к интересующим сведениям государственных органов в связи с их отнесением к служебной информации с пометкой «ДСП» («Для служебного пользования»).

«Согласно правилам отнесения сведений к служебной информации ограниченного распространения и работы с ней исполнитель совместно с руководителем может отнести к ДСП любые иные сведения, не включенный в ведомственный перечень ДСП, формируемый на основе критериев (также вызывающих большие вопросы со стороны общественности). В результате сегодня государственные органы могут отнести широкий перечень сведений, в том числе представляющих общественный интерес, к ДСП. Также анализ проблем, связанных с рассматриваемым вопросом, показывает необходимость определения ограничения срока действия грифа «ДСП». В связи с чем, необходимым видится пересмотр действующего порядка отнесения сведений к информации с ограниченным доступом с пометкой «Для служебного пользования», с закреплением его в Административном процедурно-процессуальном кодексе Республики Казахстан», - говорится в документе.

Возможными положительными последствиями названоисключение возможности злоупотребления государственным органом правом отнесения информации к «ДСП», а возможных негативных последствий не прогнозируются.

Четвертой проблемой названо неучастие общественности в обсуждении проектов законов, инициированных депутатами.

«Согласно действующему закону Республики Казахстан «О правовых актах», требования статьи 19 по разработке и принятию консультативных документов, нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства, предусматривающие обсуждения на портале «Открытые НПА» не распространяются на проекты законов, разработанные в порядке законодательной инициативы депутатов парламента Республики Казахстан.Кроме того, согласно данному закону, требования по процедуре публикации и обсуждения консультативного документа и проекта концепции проекта закона, а также законопроекта распространяются только на проекты законов, подготавливаемых в порядке законодательной инициативы Правительства Республики Казахстан», - указали авторы поправок.

В результате, отмечают они, граждане и бизнес не имеют возможности оказать воздействие на проекты законов, разрабатываемых в порядке законодательной инициативы депутатов парламента.

«Решение данной проблемы видится в пересмотре порядка реализации права законодательной инициативы депутатов Мажилиса с целью обеспечения публичного обсуждения проектов законов, инициированных депутатами. Возможные положительные последствия: данное решение окажет влияние на уровень участия населения в разработке государственных решений, будет содействовать реализации принципа «Слышащего государства». Возможные негативные последствия: не прогнозируются», - сказано в документе.

Последней проблемой названо неучастие общественности в обсуждении проектов международных договоров.

«Закон предусматривает только получение заключений национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и членов экспертного совета по вопросам частного предпринимательства в порядке, предусмотренном Законом Республики Казахстан «О правовых актах», в случае, если проекты международных договоров Республики Казахстан, а также международные договоры, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, затрагивают интересы субъектов частного предпринимательства. Однако закон не предусматривает, по аналогии с проектами НПА, касающимися прав, свобод и обязанностей граждан, получение рекомендаций общественного совета и публичные обсуждения на портале «Открытые НПА», - отмечают авторы.

Таким образом, по их словам, необходимо пересмотреть процедуры подписания международных договоров с целью обеспечения публичного обсуждения проектов международных договоров.

Возможные положительные последствия: обеспечение гласности и прозрачности заключения международных договоров, обеспечение возможности общества участвовать в принятии соответствующих управленческих решений.Возможные негативные последствия: не прогнозируются.

«В целом предлагаемые новшества по всем вышеуказанным проблемам будут содействовать улучшению позиций Казахстана в международных рейтингах и оценках (Индекс электронного правительства ООН, Индекс Всемирного банка по учету мнения населения и подотчетности государственных органов, Глобальный рейтинг права на информацию и другое), а также достижению Целей устойчивого развития, одной из которых является доступ общественности к информации», - резюмировали разработчики.

 

Источник фото: Из открытых источников


adimage