Некоторые показатели госпрограммы языковой политики оказались не выполнены в Казахстане

Астана. 14 апреля. КазТАГ – Некоторые показатели госпрограммы языковой политики оказались не выполнены в Казахстане, сообщается в проекте концепции развития языковой политики на 2023-2029 годы.

«Невыполнение некоторых задач связано с тем, что в соответствии с поручениями главы государства о совершенствовании алфавита, пересмотре написания слов в новом орфографическом словаре (от 15 августа 2022 года №22-32-29.295) проект алфавита на основе латинской графики и проект правил правописания казахского языка после утверждения соответствующим нормативным правовым актом пересмотрены и не поддержаны вопросы выделения средств из республиканского бюджета на 2022-2024 годы», - говорится в проекте концепции.

Как отмечается, сегодня важной частью государственной политики является использование и развитие языков.

«Языковая политика, в том числе роль государственного языка, напрямую способствует безопасности страны, укреплению ее государственности. Казахский язык считается языком, которому Конституцией Республики Казахстан присвоен государственный статус и как язык титульной нации обладает особой ценностью. Казахский язык является связующим фактором всех этносов, проживающих в Казахстане, и источником всех духовных сокровищ страны. Поэтому владение казахским языком, общение и служение на этом языке создают предпосылки для свободного понимания всеми гражданами друг друга, формирования чувства патриотизма, уважительного отношения к истории и культуре Казахстана», - отметили авторы документа.

По их словам, в государственной программе реализации языковой политики в Республике Казахстан на 2020-2025 годы предусмотрена реализация задач, поставленных главой государства Касым-Жомартом Токаевым в послании народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана».

«Глава государства отметил необходимость усиления роли казахского языка, как языка межнационального общения, на основе конкретных мер и создания условий для развития языка и культуры этнических групп в стране. Государственная программа также является основой для создания благоприятных условий для развития языка и культуры этнических групп, в том числе повышения лингвистического капитала граждан страны. Государственная программа состоит из трех направлений, четырех индикаторов и 17 результативных показателей. Основные направления государственной программы – модернизация казахского языка на основе латинографического алфавита, усиление роли государственного языка как языка межэтнического общения, развитие языкового капитала граждан Казахстана», - уточнили разработчики.

В документе представлены целевые индикаторы действующей государственной программы.

«Доля участников письменной коммуникации, использующих латинскую графику (2023 год – 20%, 2024 год – 30%, 2025 год – 50%). В 2020-2022 годах частично выполнен результативный показатель 1-й задачи «1.1. Ортологическая кодификация казахского языка на основе латинографического алфавита» данного целевого индикатора «Количество словарей, справочников и рукописей, изданных на основе латинографического алфавита». Так, в 2020 году были выполнены шесть из семи запланированных мероприятий, предусмотренных для достижения данного показателя, 1 - частично; в 2021 году были выполнены три из шести мероприятий; в 2022 году из четырех мероприятий выполнено одно, не выполнены – три», - уточнили авторы.

Вместе с тем, выполнен результативный показатель второй задачи «Совершенствование, унификация и кодификация отраслевой терминосистемы казахского языка на основе латинографического алфавита», «Доля терминологического фонда, основанного на правописании на латинографическом алфавите казахского языка». Для достижения этого результативного показателя проведены три мероприятия, предусмотренные в 2020-2022 годах.

«Частично выполнен результативный показатель третьей задачи «Регулирование и стандартизация ономастического пространства на основе латинографического алфавита», «Доля соблюдения принципов прозрачности в упорядочении ономастических наименований». Так, в 2020 году для достижения данного результативного показателя было проведено три из четырех мероприятий, частично проведено одно; в 2021 году проведено три из четырех мероприятий; в 2022 году из четырех мероприятий не выполнено три, одно частично выполнено», - сказано в проекте концепции.

Выполнен результативный показатель «Объем текстовой базы проекта «Национальный корпус казахского языка» четыертой задачи «Реализация проекта «Национальный корпус казахского языка». Для достижения данного результативного показателя в 2020-2022 годах было проведено два мероприятия.

«Доля населения, владеющего государственным языком (в 2020 году – 90,5 %, в 2021 году – 91%, в 2022 году – 92%). По итогам социологического и аналитического исследования по вопросам языковой политики РК целевой индикатор «Доля населения, владеющего государственным языком» выполнен. Показатели по годам достигнуты. Доля казахскоязычного контента в государственных средствах массовой информации (в 2020 году – 74%, в 2021 году – 75%, в 2022 году – 76%). По данным министерства информации и общественного развития доля казахскоязычного контента в государственных средствах массовой информации в 2020 года составила 74,08%, в 2021 году – 81%, в 2022 году – 83%, целевой индикатор выполнен с превышением», - отметили разработчики.

По их словам, доля населения, владеющего тремя языками (казахским, русским и английским) в 2020 году должна была составить 26%, 2021 год – 27%, 2022 год – 28%.

«По итогам социологического и аналитического исследования по вопросам языковой политики РК целевой индикатор «Доля населения, владеющего тремя языками» выполнен. Показатели по годам достигнуты», - отмечается в документе.

Источник фото: КазТАГ/©Амир Касенов.


adimage