Астана. 20 декабря. КазТАГ – Махамбет Абжан. Я остаюсь при своем мнении, заявил экс-аким Атырауской области Нурлан Ногаев, с 18 декабря возглавивший министерство энергетики РК, комментируя ответ активиста Талгата Аяна.
«У каждого есть свое мнение. Я остаюсь при своем мнении, Талгат Аян вправе остаться при своем мнении», - сообщил Ногаев в пятницу в кулуарах сената, отвечая на вопрос корреспондента агентства, как он прокомментирует тот факт, что Талгат Аян привел ссылку на приговор, по которому он и Макс Бокаев осуждены в том числе за организацию митинга.
Как сообщалось 19 декабря, экс-аким Атырауской области Нурлан Ногаев, отвечая на вопрос корреспондента МИА КазТАГ, о доверии к нему после того, как он не сдержал обещание не преследовать участников митинга в Атырау заявил, что Бокаева и Аяна привлекли к уголовной ответственности «по другой статье и по другим причинам», а не за митинг, и он сдержал свое слово, данное им.
«По этому вопросу я хотел бы сказать, что слово, которое я дал Максу Бокаеву и Аян Талгату, я сдержал. Я давал слово, что по материалам того земельного митинга у них не будет уголовного преследования, и это на самом деле было так. Их привлекали по другой статье и по другим причинам. Я сдержал слово», - сказал он в четверг в кулуарах правительства.
В тот же день Талгат Аян ответил, что он и Макс Бокаев были осуждены в том числе и за организацию митинга и привел приговор суда.
«Лента полна интервью бывшего акима (Атырауской области Нурлана Ногаева – КазТАГ) о том, что он якобы сдержал свое слово, данное на площади Исатая-Махамбета (Исатая и Махамбета в Атырау – КазТАГ) во время земельного митинга в 2016 году. Напомню, тогда на площади Нурлан Ногаев перед народом дал слово, что никто не будет осужден и никого не будут преследовать. (…) Наш приговор полон обвинениями именно о митинге 24 апреля, о наших призывах на этот митинг, о наших словах на этом митинге. То есть это и легло в основу приговора. Кроме того, нас с Максом (Бокаевым – КазТАГ) в том числе осудили по статье 400 Уголовного кодекса за организацию несанкционированного митинга», - написал Аян в соцсети в четверг.
Напомним, митинги против поправок в Земельный кодекс РК охватили всю страну в 2016 году.
Порядка тысячи человек вышли на несанкционированный митинг на площади Исатая и Махамбета в Атырау 24 апреля. Они протестовали против поправок в Земельный кодекс, позволяющих продавать землю иностранцам. Митингующие требовали запретить продажу и аренду земли. Также в этот день митинг прошел в городе Кульсары, где на центральной площади собрались около 300 человек.
Позже, 27 апреля, митинги прошли в Актобе и Семее, где собравшиеся также выступили против изменений в Земельный кодекс. В Актау и Уральске на мирный митинг вышли около 200 человек соответственно в каждом городе. 21 мая в ряде городов Казахстана прошли несанкционированные митинги против поправок в Земельный кодекс РК.
Бывший в то время акимом Атырауской области Нурлан Ногаев, прибывший на площадь во время митинга, обещал, что требования протестующих будут доведены до Акорды и что Макс Бокаев и другие активисты не подвергнутся преследованию.
«Сөз беремін, қудалау болмайды», - цитировал «Азаттық радиосы» Ногаева.
Несмотря на заверения властей Атырауской области о том, что никто не понесет наказания за митинг в Атырау, к пяти годам лишения свободы были приговорены гражданские активисты Макс Бокаев и Талгат Аян. Позже правительство Казахстана ввело временный мораторий на передачу и продажу земли иностранцам.
14 марта 2019 года стало известно, что Европейский парламент принял резолюцию с призывом к властям Казахстана прекратить все формы политических репрессий в стране. Европарламент также призвал немедленно освободить «всех активистов и политических заключенных, в настоящее время находящихся за решеткой». В числе лиц, которых Евросоюз официально считает политзаключенными, указаны Макс Бокаев, а также экс-глава АО «НАК «Казатомпром» Мухтар Джакишев, бизнесмен Искандер Еримбетов, поэт Арон Атабек и многие другие.
Тогда же – 14 марта был опубликован отчет государственного департамента США, посвященный ситуации с правами человека в Казахстане, который занимает несколько десятков страниц. В нем также поднимается проблема наличия политзаключенных в казахстанских тюрьмах.
29 июля стало известно, что Талгат Аян досрочно освобожден от наказания в Атырау.
30 сентября Талгат Аян сообщил, что КУИС МВД Казахстана отказал Максу Бокаеву в переводе в колонию по месту жительства в Атырау.
Источник фото: azh.kz и открытые источники