Астана. 28 апреля. КазТАГ – Валентина Владимирская. Казахстану нужна проверка эффективности государственной системы привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), считает депутат мажилиса от Народной партии Казахстана Айкын Конуров.
«Фактически, работа по привлечению ПИИ в несырьевые отрасли провалена. Пора перестать заниматься самообманом. Призываем провести аудит эффективности госсистемы привлечения инвестиций, сопоставив расходы на нее с реально полученными результатами, исключив капиталовложения, к которым государство не имеет отношения», - сказал Айкын Конуров в депутатском запросе на имя заместителя премьер-министра – министра иностранных дел РК Мухтара Тлеуберди на заседании мажилиса, в среду.
По его словам, за 2020 год приток ПИИ составил $17 млрд, $8,2 млрд из которых вложена в горнодобычу, в основном в сферу нефти, газа и металлических руд. В торговлю инвестировано $2,5 млрд, в финансовую сферу – $1 млрд, в трубопроводы – $900 млн. В обрабатывающую промышленность поступило $3,2 млрд, но из них $2,5 млрд направлена в металлургию. По остальным отраслям промышленности размазано менее $700 млн. В сельское хозяйство Казахстана привлечено лишь $12 млн ПИИ.
В сфере ПИИ в перерабатывающий сектор, которые были бы связаны с привлечением новых технологий в Казахстане, функционирует разветвленная структура ведомств. Как уточнил Конуров, два года назад комитет по инвестициям передан в ведение министерства иностранных дел, три года назад создана компания «Казахинвест» с единственной задачей – содействовать привлечению инвестиций в приоритетные сектора экономики. К инвестициям в перерабатывающий сектор подключены и акиматы, и международный финансовый центр «Астана» (МФЦА), и государственные холдинги. Депутат добавил, что объявлялось о создании инвестиционных хабов. Сейчас, отметил он, появляются планы – сформировать инвестштаб, переговорную команду и так далее. Как отметил мажилисмен, ежегодно в республиканском бюджете закладываются солидные суммы на продвижение инвестимиджа и презентационные мероприятия.
«Общие объемы инвестиций сейчас упали из-за пандемии, но искаженная структура их привлечения была и раньше. В 2019 году доля ПИИ в сельское хозяйство составила 0,06%, а в обрабатывающую промышленность, за вычетом металлургии, – 2,8%», - пояснил Конуров.
Иностранный капитал выгодно вкладывается, по его данным, в добычу сырья, инфраструктуру для его вывоза и создание торговых объектов, чтобы сбывать нам готовую продукцию. Он подчеркнул, что капиталовложения в нефтегазовый сектор и металлургию успешно идут и без госведомств, ответственных за изменения инвестимиджа.
«Необходимо пересмотреть целевые показатели в сфере ПИИ. Уполномоченные органы должны отвечать за привлечение инвестиций в сектора, связанные с производством продукции с высокой добавленной стоимостью, в АПК (агропромышленном комплексе – КазТАГ) и отчитываться не о количестве проведенных выставок, а о реально запущенных проектах, доведенных до стадии производства. Индикатором должен стать не валовый приток ПИИ, а капиталовложения в несырьевые сектора. Одним из ключевых критериев оценки деятельности акимов должно стать системное увеличение несырьевой части валового регионального продукта», - предложил Конуров.
Источник фото: pixabay.com