О финансовых махинациях прежнего руководства рассказали в Казахстанском авторском обществе

Алматы. 25 декабря. КазТАГ – Тулкин Ташимов. О препятствиях в работе и финансовых махинациях рассказали в РОО «Казахстанское авторское общество» (КазАК).

«Дело в том, что полномочия председателя КазАК Марала Ыскакбая истекли еще в октябре 2018 года. С того самого момента общество осталось практически без руководства. Затем было проведено общее собрание, которое, как потом выяснилось, провели без кворума, и оно вызвало негативное отношение многих авторов. По их заявлению уже полгода спустя было проведено другое общее собрание, на котором произошла смена руководства. Председателем общества стала я, генеральным директором – Байгали Есеналиев», - рассказала председатель РОО «Казахстанское авторское общество» Балнур Кыдырбек в среду.

И вот тут, по ее словам, началось самое интересное.

«Старое руководство закрыло офис, нас не пускали сюда, не предоставили никаких документов с самого начала функционирования тогда еще Всесоюзного агентства по авторским правам. Все эти документы, спасибо Маралу Ыскакбаю, были сохранены, но это вовсе не значит, что он должен пользоваться ими единолично. Эти документы касаются всех авторов всех поколений, доступ к которым нам был закрыт», - отметила председатель РОО.

По ее мнению, самым неприятным стало то, что новому руководству закрыли доступ и к текущей документации.

«Между тем опыт работы офиса Марала Ыскакбая трудно назвать положительным. Жалобы, кляузы, телефонные звонки на фоне постоянного негатива. Все делалось для того, чтобы не допустить нас к документации общества», - заметила Кыдырбек.

Некоторые изменения произошли после того, вспоминает она, как 5 июня 2019 года ее официально зарегистрировали руководителем РОО «Казахстанское авторское общество» в министерстве юстиции и ввели в государственную базу данных юридических лиц.

«Только после этого получила доступ к финансовой документации общества, в частности, распечатку всех финансовых операций. Оказывается, в КазАК на регулярной основе нарушались все возможные законы: не только глобальные, но и тех, по которым функционирует общество, что и привело к большим финансовым махинациям только по банковским документам. Пока частные вопросы мы вообще не рассматривали», - предупредила председатель общества.

Детальнее Кыдырбек остановилась на истории создания ТОО Galam music.

«В 2017 году Марал Ыскакбай незаконно открыл данное ТОО. Почему говорю незаконно? Потому что в законе «Об общественных организациях» написано, что общественные объединения не имеют право заниматься коммерческой деятельностью. А это ТОО открыто преследует коммерческие цели. На тот момент, когда Ыскакбай открывал ТОО, он одновременно являлся председателем КазАК. Он и в компании стал первым руководителем, учредителем и имел 40% от всего дохода. То есть он брал деньги с одного кармана и перекладывал в другой», - констатирует она.

И тут, добавила председатель, не может не возникнуть вопрос, каким образом распределяются деньги.

«Согласно постановлению правительства, из денег, которые собраны с пользователей – телеканалов, концертов и ресторанов и других – авторам идет определенный процент, а общество оставляет себе 30% как вознаграждение за то, что КазАК работало, собирало деньги, ходило по концертам. Остальные 70% должны передаваться авторам», - акцентировала Кыдырбек.

В дальнейшем она более подробно остановилась на схеме, по ее мнению, созданной Ыскакбаем.

«30% собранных средств «Казахстанское авторское общество» оставляет, как и раньше, себе, а 70% перечисляет в Galam music. В свою очередь ТОО оставляет себе еще 30% из поступивших средств, 5% – в социальный фонд, а из оставшихся крох еще высчитываются налоги, всякие прочие расходы и до автора доходит где-то 10-15%. Чтобы было понятнее. Условно в КазАК поступает Т100, из которых до автора доходит только Т15», - поясняет председатель.

Кроме того, Кыдырбек уточнила сумму, которая из РОО перетекла в ТОО.

«За 2018 год и первую половину 2019 года из РОО «Казахстанское авторское общество» в ТОО Galam music перечислено около Т110 млн. Судьба этих денег пока неясна», - заметила она.

И в заключение председатель общества более подробно разъяснила схему, по которой функционировал Galam music.

«Я сама с 1977 года автор, композитор и получала авторские гонорары еще со Всесоюзного агентства по авторским правам. В 1998 году, когда оно стало РОО, со мной был переоформлен договор. В 2012 году меня попросили переоформить договор еще раз, так как поменялось законодательство. В 2017 году совершенно случайно зашла в РОО, чтобы пригласить их на юбилей. Здесь обрадовались моему появлению и попросили еще раз переоформить договор. Типа старый договор устарел. Я все сделала и попросила второй экземпляр. Мне пояснили, что второй экземпляр полностью не оформлен, как только это сделают, мне отправят. Естественно, так ничего мне и не отправили. И только недавно выясняется, что в 2017 году я подписала договор с Galam music. Получается, что все свои права я добровольно передала ТОО. С 2017 года, как профессиональный композитор, провела семь авторских концертов, различные оркестры исполняют мои произведения, да и по телевидению они звучали. За все это не получала ни тиына. Только на суде выяснилось, что мне начислили целых Т68 тыс. за три года», - резюмировала Кыдырбек.

Источник фото: кадр из сюжета телеканала Алматы


adimage