Общественный совет Алматы заявил о провале госполитики в сфере безопасности полетов

Астана. 29 января. КазТАГ – Общественный совет Алматы заявил о провале государственной политики в сфере безопасности полетов, сообщает «Время».

«Все началось с того, что в свое время в целях экономии бюджета ликвидировали министерство транспорта. Это было ошибочное решение, на мой взгляд. Раньше по транспорту было два министерства – автомобильных дорог и транспорта, и это, не считая управления гражданской авиации, которое работало на правах самостоятельного ведомства. Все это сейчас свели в один комитет, который возглавляет даже не авиатор, а выпускник ВКГУ с экономическим образованием. Постоянно в прессе скандалы вокруг руководства КГА – видимо, им не до работы, не до того, чтобы строго требовать, чтобы все субъекты придерживались правил. Иначе как понять то, что все воздушные суда имеют сертификаты? Авиационная администрация заявляет, что у самолетов Bek Air детали были склеены скотчем, отовсюду бежит масло, когда они паркуются, под них корыта ставят, чтобы не запачкать взлетно-посадочную полосу! А куда смотрели, когда выдавали сертификаты? Куда транспортная прокуратура смотрела? Наземные службы куда смотрели? Сами владельцы авиакомпании? Это говорит о провале государственной политики в области обеспечения безопасности полетов! И соответствующие должностные лица за это должны нести ответственность, а не только погибшего командира судна или второго пилота делать крайним», - сказал на заседании общественного совета Алматы член совета Борис Джапаров.

По его мнению, всему виной то, что в Казахстане «материальная выгода ставится выше безопасности людей».

«Главная причина, почему это происходит, – они перепутали приоритеты. В авиационном транспорте, как утверждают специалисты, во главе угла должен стоять вопрос обеспечения безопасности полетов, а только потом коммерция. У нас же сегодня на первый план вышла коммерция», - добавил Джапаров.

Ранее сообщалось, что РГП «Казаэронавигация» при падении лайнера Fokker-100 авиакомпании Bek Air назвало аэропорту Алматы неправильное место крушения.

24 января МИА КазТАГ со ссылкой на источник сообщало, что президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева предупреждали о проблемах в гражданской авиации еще в середине 2019 года, и он даже давал поручение правительству принять конкретные меры, однако авторы письма в итоге получили формальный ответ. Как уточнил источник, в обращении, которое было направлено президенту, казахстанские авиаторы просят также главу государства наложить мораторий на создание АО «Авиационная администрация Казахстана». Также стало известно, что авиаадминистрация планирует привлечь британских консультантов за Т2 млрд из средств РГП «Казаэронавигация», а также предусматривается около Т2 млрд в год на содержание общества, в том числе на привлечение иностранных кадров. АО «Авиационная администрация Казахстана» начала работу 1 августа 2019 года. С момента создания авиаадминистрацию возглавляет гражданин Великобритании Питер Гриффитс.

27 января источник, знакомый с ситуацией в авиационной отрасли страны, сообщил агентству, что РГП «Казаэронавигация» потеряло в Bank RBK и Qazaq Banki более Т40 млрд. В документе на имя Токаева авторы обращают внимание главы государства на аффилированность главы «Казаэронавигации» с указанными банками. Генеральным директором РГП «Казаэронавигация» является Азат Бектуров – зять Ерлана Нигматулина – брата спикера мажилиса Нурлана Нигматулина. Азат Бектуров – муж заместителя акима Нур-Султана Малики Бектуровой. Одним из крупнейших акционеров ликвидированного после критики первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Qazaq Banki являлся Динмухамед Идрисов, который приходится спикеру сената Нурлану Нигматулину сватом. Идрисов был также одним из учредителей АО «RBK Bank» – он вышел из состава учредителей банка в ноябре 2017 года. Ему же принадлежала до недавнего времени и страховая компания Amanat, которая является страховщиком авиакомпании Bek Air, самолет которой потерпел крушение в конце декабря 2019 года под Алматы. Через неделю после авиакатастрофы стало известно, что Идрисов продает Amanat другому казахстанскому бизнесмену – Кенесу Ракишеву.

Напомним, 27 декабря 2019 года в 7.22 рейс №Z2100 авиакомпании Bek Air по направлению Алматы–Нур-Султан при взлете потерял высоту и пробил бетонное ограждение. Произошло столкновение с двухэтажным строением. Самолет дважды задел хвостовой частью взлетную полосу. Всего на борту было 93 пассажира, среди них три младенца, пятеро – члены экипажа. В авиакатастрофе погибли 12 человек, в числе которых – журналист интернет-портала Informburo.kz Дана Круглова и председатель совета генералов Казахстана Рустем Кайдаров. Также тогда погиб командир воздушного судна Марат Муратбаев, а 28 января умер второй пилот – Миржан Мулдакулов. В результате проверок, начатых после авиакатастрофы, многочисленные нарушения нашли как в авиакомпании Bek Air, так и в сфере земельных отношений на прилегающей к аэропорту Алматы территории. Позже гендиректор АО «Авиационная администрация Казахстана» Питер Гриффитс написал обращение к авиаторам после крушения самолета авиакомпании Bek Air из-за его предположительного обледенения. В нем глава авиаадминистрации призвал представителей отрасли убедиться, «что все экипажи осведомлены об очень холодных погодных условиях (температура может понижаться до -40)», и убедиться, «что самолет не покрыт льдом перед полетом».

Источник фото: КазТАГ/©Мадина Алимханова.


adimage