Осужденный в Актобе в обращении к Токаеву указал на абсурдность приговора

Алматы. 25 октября. КазТАГ – Осужденный на 19 лет лишения свободы по обвинению в хищении нефти в Актобе Алмаз Кужагалиев в обращении к президенту РК Касым-Жомарту Токаеву указал на абсурдность приговора, передает корреспондент агентства.

«7 декабря 2016 года на НПЗ «Актобе нефтепереработка» была проведена спецоперация под руководством КНБ РК по пресечению масштабных хищений нефти членами ОПГ «Четыре брата». Операция КНБ транслировалась в прямом эфире на центральных телеканалах. Но, к сожалению, нигде не был освещен тот факт, что ни в ходе операции, ни в последующие два года следствия на НПЗ «Актобе нефтепереработка» не было обнаружено ни одной тонны похищенной или неучтенной нефти, как и не было обнаружено следов деятельности ОПГ «Четыре брата», - говорится в открытом письме Алмаза Кужагалиева президенту РК Касым-Жомарту Токаеву, мажилису парламента и Национальному совету общественного доверия (НСОД).

При этом отмечается, что проведенные в ходе следствия и рассмотренные в ходе суда заключения экспертов опровергают обвинение в хищении 13 тыс. тонн сырой нефти и подтверждают, что речь идет о переработанных нефтепродуктах.

«Судья (специализированного межрайонного суда по уголовным делам Актюбинской области Алтынбек – КазТАГ) Сабыров вынес незаконное решение, проигнорировав все доводы защиты, полностью оправдывающие подсудимых», - подчеркивается в обращении.

По словам Кужагалиева, самого события преступления не было, поскольку в задержанных вагонах не содержалась нефть, отсутствует мотив преступления, так как даже суд подтвердил, что у обвиняемых не имелось никакого имущества, нажитого преступным путем, судебно-экономическая экспертиза подтвердила, что предполагаемое преступление было экономически бессмысленным, так как привело бы не к обогащению, а к убыткам. Более того, ни следствие, ни суд так и не смогли установить лиц, физически исполнявших преступление и даже свидетелей, которые бы указали на каких-либо конкретных лиц, несмотря на протяженность преступления во времени.

«Так, по эпизоду якобы поддельного стандарта на странице четыре приговора записано: «Кужагалиев и Кунцевич (…) дали указание неустановленному работнику ТОО «Актобе нефтепереработка» на подделку вышеуказанного документа». Откуда и когда суду стало известно о данном поручении, если ни в материалах дела, ни в ходе суда ничего подобного не было установлено? От самого «неустановленного работника»? В промежутке времени между окончанием суда и вынесением приговора? Суд так и не установил хотя бы одно физическое лицо, которое осуществило бы налив в вагоны «незаконно вывезенных 13 тыс. тонн нефти», а это более 200 вагонов, которые наливались в течении мая-декабря 2016 года», - отмечается в обращении.

Кроме того, Кужагалиев подчеркнул, что судья Сабыров постановил конфисковать нефтепродукты, хотя в обвинении речь шла о сырой нефти, то есть совершенно другом веществе.

По словам осужденного, в деле долгое время не было потерпевшей стороны, так как ни у одного недропользователя нефть не пропадала, а когда потерпевшим признали АО «НК «Қазақстан темір жолы», на его представителя стало оказываться давление со стороны следственных органов.

«В октябре 2018 года, после четырех месяцев судебных слушаний начальник юридического отдела АО «КТЖ» Нуржан Сатенов заявил прямо в зале суда, что у него «появились свои доводы и свое мнение, ставящие под сомнение обвинение», но на него оказывали давление следователи, в том числе Латыпов, неоднократно вызывая его в здание КНБ между судебными заседаниями и настаивая на подаче иска против обвиняемых до прений, чтобы подтвердить виновность обвиняемых», - отмечается в открытом письме.

Также Кужагалиев обращает внимание на то, что Сабыров отказался вызывать в суд экспертов со стороны обвинения, не принял во внимание показания свидетелей, и др.

По мнению осужденного, «уголовное дело вокруг НПЗ «Актобе нефтепереработка» – это следствие трех системных недостатков, имеющих место в РК: 1. Отсутствие парламентских форм борьбы; 2. Отсутствие верховенства закона; 3. Отсутствие презумпции невиновности».

Для решения этих проблем Кужагалиев обратился к адресатам с просьбой инициировать досрочные выборы в мажилис, внести изменения в закон о КНБ, ввести выборность судей всех уровней, расширить практику суда присяжных, внести изменения в УПК в части принятия залога и установления предельного срока содержания в СИЗО, отменить закон РК «О государственном регулировании производства и оборота нефтепродуктов», рассмотреть указанное уголовное дело в Верховном суде.

Напомним, в Актобе пять человек обвинялись по нескольким статьям УК РК, в числе которых транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения, незаконное предпринимательство и подделка документов. Согласно материалам дела, в результате действий транснациональной ОПГ из Казахстана в Кыргызстан под видом нефтепродуктов вывезена нефть стоимостью Т1,3 млрд.

12 декабря 2018 года МИА «КазТАГ» сообщало, что членам транснациональной организованной преступной группы (ОПГ) за незаконную продажу и вывоз нефти в специализированном межрайонном суде Актюбинской области вынесли приговор.

«Директор департамента маркетинга и логистики НПЗ ТОО «Актобе нефтепереработка» Кужагалиев А. признан виновным по ряду статей, ему назначено 19 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии максимальной безопасности. Замдиректора ТОО «Интер ойл экспорт» гражданин Беларуси Кунцевич С. получил 15 лет. Обвиняемым Кушкинбаеву и Утениязову назначено по четыре года. Директор алматинской компании Раев, обвинявшийся в неуплате налогов, освобожден от уголовной ответственности в связи с полным погашением задолженности», - сообщила пресс-секретарь Актюбинского областного суда Анар Айтжанова.

Источник фото: из официальных СМИ


adimage