Астана. 27 марта. КазТАГ – Казахстанцы жалуются в органы прокуратуры по любым вопросам, сообщил генеральный прокурор Берик Асылов.
«В прокуратуру поступают обращения по любым вопросам, начиная с установки светофора, ликвидации незаконной парковки, трудоустройства, получения земельных участков, продления срока аренды земли, и даже на действия работников торговых центров и так далее. Такие обращения прокуратура направляет по компетенции в уполномоченные органы (в 2024 году из 461 932 поступивших обращений 189 219, а с начала текущего года из 33 743 24 802 перенаправлены в уполномоченные органы)», - сообщил Асылов, отвечая на запрос депутатов сената касательно перенаправления обращений.
Он отметил, что Конституционным законом «О прокуратуре» определены категории обращений, относящиеся к компетенции прокуратуры.
«Прокурорам запрещено подменять функции иных государственных органов. В свою очередь, согласно нормам АППК обращение, поступившее административному органу, должностному лицу, в полномочие которых не входит рассмотрение данного обращения, в срок не позднее трех рабочих дней со дня его поступления перенаправляется уполномоченному административному органу, должностному лицу с одновременным уведомлением (извещением) участника административной процедуры (статья 65)», - пояснил генпрокурор.
Он подчеркнул, что органы прокуратуры строго соблюдают эти требования.
«Рассматриваемые обращения также могут быть перенаправлены в нижестоящие прокуратуры, поскольку регулирование вопроса может касаться районных и областных прокуратур, в частности, по уголовным делам, надзор за которыми осуществляется на региональном уровне. Таким образом, перенаправление обращений не означает их игнорирование, а является требованием, установленным законом. Также отмечаются случаи, когда граждане одновременно направляют одно и то же обращение в несколько госорганов – в прокуратуру, акимат, министерства, администрацию президента», - сообщил глава надзорного органа.
По его словам, это так же увеличивает статистику перенаправлений.
«В этой связи министерством юстиции прорабатывается вопрос о включении в АППК (Административный процедурно-процессуальный кодекс – КазТАГ) норм, которые закрепляют компетенцию государственного органа по рассмотрению обращений. Также, министерством культуры и информации прорабатываются поправки в типовой регламент личного приема (утвержден постановлением правительства РК от 15 марта 2023 года №214) в связи наличием противоречий в АППК в части оставления без рассмотрения и продления сроков рассмотрения обращений», - добавил Асылов.
Он отметил, что защита интересов граждан, дача разъяснений обеспечивается прокурорами также и в ходе личных приемов.
«Прием граждан в органах прокуратуры регламентирован правилами, утвержденными приказом генерального прокурора от 17 января 2023 года №29 (зарегистрирован в МЮ РК 19 января 2023 года №31715). В них детально прописан порядок организации приема. Подробная информация о приемах размещена в общедоступных для населения местах зданий органов прокуратуры и ведомственных сайтах», - уточнил генпрокурор.
По его словам, в генеральной прокуратуре и областных прокуратурах для «офлайн»-приемов функционируют центры приема граждан, имеется также возможность личного приема в режиме «онлайн» посредством видеоконференцсвязи.
«Отмечаем, что прием в органах прокуратуры осуществляется на всех уровнях – от районного звена до Центрального аппарата. При этом графики личного приема руководства органов прокуратуры строго соблюдаются. В отдельных случаях, граждане могут быть приняты также вне таких графиков», - сообщил глава надзорного органа.
В целом, по его данным, за последние два года прокуратурой осуществлен прием более 134 тыс. лиц (в 2023 году – 61,8 тыс. лиц, в 2024 году – 64,4 тыс., за два месяца 2025 года – 7,9 тыс.). Лично мной, моими заместителями и начальниками структурных подразделений генеральной прокуратуры принято более 2,5 тыс. человек, прокурорами областей и их заместителями – 28 тыс. Остальные лица (104 тыс.) приняты заместителями начальников служб и департаментов генеральной прокуратуры, прокурорами районов, их заместителями и другими сотрудниками», - сообщил руководитель главного надзорного органа страны.
Таким образом, подчеркнул он, генеральной прокуратурой созданы все условия для эффективной работы с населением, качество которой любой гражданин вправе оспорить в установленном законом порядке.
«Относительно оценки должностных лиц по работе с обращениями граждан сообщаем, что указом президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года №954 утверждена «Система ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы», в которой предусмотрен соответствующий критерий, связанный с рассмотрением обращений граждан. Между тем министерством культуры и информации проводится пилотное апробирование для центральных государственных и местных исполнительных органов методики расчета Индекса открытости, которая отражает критерии оценки госорганов по работе с обращениями граждан. Комитет по правовой статистике и специальным учетам генеральной прокуратуры по Индексу открытости, как уполномоченный орган, проводит оценку по направлениям «исполнительская дисциплина» и «качество рассмотрения обращений», - проинформировал Асылов.
Ранее КазТАГ сообщал, что за год число обращений казахстанцев в органы прокуратуры выросло на 30%.Источник фото: unsplash.com