Пока в Казахстане не научатся исполнять законы, свалки будут гореть, а вредные соединения отравлять людей – эксперт

Алматы. 16 мая. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Пока в Казахстане не научатся исполнять законы, свалки будут гореть, а вредные соединения отравлять людей, считает директор по развитию Карагандинского областного Экологического музея Дмитрий Калмыков.

«Пока в Казахстане не научатся строго и неукоснительно исполнять законы, свалки будут гореть, а вредные соединения отравлять людей. И все это происходит из-за того, что государство не принуждает собственников свалок выполнять существующие требования по их обустройству и содержанию», - прокомментировал Калмыков для КазТАГ сообщение о том, что полигон твердых бытовых отходов (ТБО) горит в селе Айтей Алматинской области.

Технология правильной свалки, отметил эксперт, несложная.

«Насыпать небольшой слой отходов примерно 2-3 м толщиной и перекрыть изолирующим слоем. В частности, глиной или иными нейтральными материалами. Получается своего рода слоеный пирог. В таком случае самовозгорание невозможно», - убежден собеседник агентства.

При ныне существующих условиях хранения мусора, продолжает спикер, неизбежно самовозгорание.

«Понятное дело, что внутрь мусора, который складируют как попало, поступает кислород, а внутри, между тем, идет процесс окисления мусора. В нижних слоях свалки при бескислородном разложении мусора образуется метан, горючий газ, и достаточно любой искры, окурка, чтобы произошло самовозгорание», - детализирует Калмыков.

Поэтому, дополнил эксперт, горят практически все свалки, которые есть в Казахстане.

«При горении мусора, кроме всем знакомых вредных газов – оксидов азота, оксидов углерода, диоксида серы, уровни которых должны замерять ДЧС и «Казгидромет», образуются еще и одни из самых токсичных веществ, имеющиеся в отходах, – диоксины. Они, кстати, образуются, если в мусоре есть пластик, углеводороды и хлор. И пластика, и углеводородов в мусоре всегда в избытке, а хлор неизбежно содержится в отбеленной бумаге и остатках бытовой химии», - пояснил собеседник агентства.

На вопрос, может ли во время пожара превышен уровень диоксида серы в 70 раз (информация об этом была разослана по соцсетям, но позднее ее опровергли в ДЧС Алматы) и не угрожают ли вредные вещества жителям Каскелена и Алматы, спикер ответил, что «теоретически все возможно».

«Судя по тем фотографиям, которые я вижу, и, если они на самом деле актуальны, свалка в Айтее была плохо организована. Причем, многие свалки твердых бытовых отходов в Казахстане даже толком не задокументированы. Из всех таких свалок документально оформлена всего 5-10%, остальные – нет, они фактически нелегальны. А полигонов, которые не только документально оформлены, но и где соблюдаются все технологические нюансы, всего несколько штук», - раскрыл проблему Калмыков.

По мнению эксперта, если в Казахстане будут строго выполняться законы и все нормативы по хранению мусора, то все это безобразие быстро прекратится.

«В Европе и Америке посетил, наверное, штук 50 свалок. Они вообще не горят. Они все делают по технологии, как рассказал выше, за слоем мусора идет слой изолирующего материала. Естественно, если все делать по технологии, никакого горения и не будет», - уверен собеседник агентства.

Кроме того, отметил спикер, в развитых странах мира умудряются извлекать из мусора метан, который образуется в толще отходов.

«А из метана они производят электричество, которое тоже идет во благо людей. Такого рода проекты мы несколько раз предлагали осуществить в Казахстане различным владельцам полигонов. Заметьте, никто из них не захотел инвестировать деньги в такую технологию. А с крупной свалки, замечу, можно 1-2 МВт электричества производить», - резюмирует Калмыков.

Напомним, ранее сообщалось, что 16 мая в 02.03 на пульт противопожарной службы поступило сообщение, что в 7 км от села Айтей Карасайского района Алматинской области на мусорном полигоне произошло возгорание твердо-бытовых отходов на предварительной площади 1 га. Жертв и пострадавших нет.

В свою очередь в пресс-службе ДЧС Алматинской области сообщили, что пожарные машины не могут туда подъехать, потому что глубина оврага 60-70 м.

Позднее стало известно, что для тушения пожара на полигоне ТБО привлечена инженерная техника: бульдозер – 5 ед., погрузчик – 2 ед., 2 экскаватор – 2 ед., самосвал – 2 ед.

Источник фото: myslo.ru


adimage