Полицейских Казахстана обвиняют в краже фуры в составе ОПГ, а УСБ – в бездействии

Конаев. 31 мая. КазТАГ – Жительница Алматы Айгуль Калиева, потерпевшая по уголовному делу о похищении фуры, обвинила полицейских Алматинской области в краже ее автомашины в составе организованной преступной группы (ОПГ), а управление собственной безопасности (УСБ) полиции – в бездействии.

«26-27 ноября 2023 года с платной охраняемой стоянки селе Болек Енбекшиказахского района была похищена моя машина – фура с прицепом Mersedes-Bens 2544 Actros (примерная стоимость автомашины от Т35 млн до Т45 млн). 3 декабря 2023 года мною было подано заявление о краже автотранспорта зарегистрировано через 102 в Енбекшиказахское управление полиции. Заявление рассматривалось в УП Енбекшиказахского района. Однако дело не было возбуждено. Была прямая заинтересованность работников РОВД», - сообщила Калиева редакции КазТАГ в пятницу.

По ее словам, есть записи телефонных разговоров, которые были переданы на диске сотруднику ОВД УСБ ДП Алматинской области майору полиции Рыстанбаеву Э.Н.

«УСБ Алматинской области было возбуждено уголовное дело №231969031000035 от 7 декабря 2023 года. Меня, Калиеву А.Б. признали в качестве потерпевшей. В краже замешаны сотрудники управления полиции Енбекшиказахского района, об этом было сообщено в управление собственной безопасности. За несколько часов автомашина была доставлена в Жаркент (Панфиловский район), автомашина была без номеров и с взорванными колесами, там очевидцы видели данную машину без номеров на заправке и у магазина. Есть данные с чата дальнобойщиков, которые подтвердили нахождения автомашины на заправке, у магазина в Жаркенте. Незадолго до кражи сын хозяйки стоянки (по имени Орхан) (хозяйка стоянки Диляра) сообщил моему племяннику Болату Серкику, что моей машиной интересуется сотрудник полиции и ищет хозяина машины, после чего он сообщил номер телефона +380 66 248 04 66 и передал, что хозяин машины должен перезвонить по данному номеру», - рассказала собеседница.

Она призналась, что сама побоялась звонить на данный номер, так как сочла его подозрительным, не относящимся к казахстанским сотовым операторам.

«Я попросила родственника позвонить на данный номер телефона, когда он позвонил на данный номер телефона и сообщил причину своего звонка, после чего попросил представиться Ф.И.О. владельца данного номера в ответ не услышал ни имени ни фамилии ни должности, что на мой взгляд мне показалось очень подозрительным. Все эти обстоятельства я изложила на допросе в УП Енбикшиказахского района, а также в УСБ следователю, после чего начальник УСБ в присутствии следователя УСБ набрал данный номер телефона как я поняла в чатах или контактах у себя на телефоне, после чего произнес имя Эльдар, и он является сотрудником Енбекшиказахского управления полиции», - сказала женщина.

По ее словам, данный факт говорит о том, что незадолго до кражи ее автомашины «именно сотрудник полиции Эльдар интересовался и искал хозяина машины».

«Им было известно что я проживаю в Алматы и часто не посещаю данную стоянку и могу сразу же не обнаружить пропажу машины. Данный факт также явился для меня поводом подозревать сотрудников полиции Енбекшиказахского района. Также в момент моего допроса в УП Енбекшиказахского района сотрудник Эльдар продиктовал какой-то номер телефона и спросил у меня, мне ли принадлежит этот номер, на что я ответила, что этого номера у меня никогда не было и я не знаю чей это номер телефона, как он мне пояснил, что этот номер телефона он нашел в личных данных на сайте автоЦОНа и что якобы этот номер в автоЦОНе отражен как мой номер», - поделилась Калиева.

Ей, по ее словам, не понятно, зачем и почему полицейский искал ее номер через автоЦОН.

«Ведь на тот момент я только пришла в местное управление полиции и рассказывала об обстоятельстве пропажи машины. Возможно, ранее он искал номер телефона хозяина автомашины, а после обратился к хозяину стоянки, зачем и почему искал мой номер, могу только предполагать. Я дважды приводила данные факты в управлении полиции Енбекшиказахского района в первый день, когда подавала заявление об угоне автомобиля, позже также в УСБ ДП Алматинской области, но как я понимаю из протоколов допроса, ни в первом, ни во втором протоколе допроса данный факт не был учтен и изложен, хотя я настаивала на отражении именно этого факта, не был записан данный номер телефона ни в первом моем заявлении, ни позже. Хотя ранее мы сообщали сотрудникам полиции о данном номере телефона и что, по нашим данным, он принадлежит сотруднику полиции, который состоит в чатах сотрудников правоохранительных органов и мало того, является админом данных чатов, после того как мы сообщили данный факт сотрудникам полиции Енбекшиказахского района, этот номер телефона сразу же удалился со всех чатов сотрудников полиции», - рассказала женщина.

Также, по ее словам, был подозрительным тот факт, что ни хозяйка стоянки, ни ее сын не сообщили сразу же о том, что машину изымают или выгоняют какие-то лица, хотя и у нее и у ее сына были номера телефонов племянников владелицы, которые пригнали данную машину на стоянку.

«Так 2 декабря 2023 года мой племянник Болат Серик случайно проезжал мимо стоянки, обнаружил что автомашины нет на месте, и начал звонить Диляре и Орхану и выяснять обстоятельства пропажи, он весь день звонил им, но они не поднимали трубку телефона. Только ближе к ночи он дозвонился до хозяйки стоянки, после чего она сообщила о том, что машину изъяли и предоставила документ об изъятии, датированный 20 ноября 2023 года, хотя, по словам охранника, машину выгнали 26 ноября 2023 года, думаю перепутать на столько даты очень сложно, ведь 20 ноября и 26 ноября – это целая неделя. Прошло шесть дней с момента якобы изъятия автомашины с автостоянки, а судя по постановлению изъятия – две недели, и за все это время ни Диляра и Орхан не попытались связаться с нами и сообщить об обстоятельствах изъятия машины сотрудниками полиции, что не свойственно им, и я не думаю что такое происходит у них каждый день, чтоб не обращать на такие факты особое внимание, как нам сообщили местные жители и сотрудники и в том числе участковый села Болек, у них на территорию очень сложно попасть обычному человеку без особого разрешения на то хозяйки стоянки, а уж выгнать машину и подавно никто не может без их ведома», - обратила внимание потерпевшая.

По ее словам, также при подаче первого заявления в Енбекшиказахское управление полиции она в оригинале передала протокол изъятия автомашины с платной автостоянки, «где находились фиктивные подпись и печать сотрудников УП Бостандыкского района, ДП города Алматы, старшего лейтенанта полиции Ыдырыс Ә.Н. и фиктивный номер уголовного дела».

«Но сотрудники УП Енбикшиказахского района намерено не обращали внимания на данный документ, ссылаясь на то что это всего лишь бумажка, которая ни о чем не говорит, по мне, так это улика, ведь в ней отражаются настоящие имена действующих сотрудников, которых намеренно дискредитировали, когда вписали их имена в данный фиктивный документ. Я попросила вернуть данную бумагу мне, на что получила отказ от следователя Алмаса, у меня сохранилась фотокопия данного документа. После того как я написала заявление в ОВД УСБ ДП Алматинской области и сотрудники стали запрашивать данное постановление изъятия автомашины у сотрудников УП Енбекшиказахского района, сотрудники УП сказали, что данный документ они не брали и не изымали у меня, что тоже является очень странным, почему они ликвидировали его и зачем им это нужно. Явно скрывали улики преступления», - считает Калиева.

Она рассказала, что в процессе ее допроса в УП Енбекшиказахского района ею были изложены все обстоятельства пропажи автомашины и разговор с охранником, который был в ту ночь на смене, который был записан на телефон.

«Когда мы рано утром приехали на автостоянку, откуда была угнана моя машина, мы заранее поговорили с охранником, у которого была смена в ту ночь, когда была угнана машина. Охранник сразу же сообщил нам, что автомашину выгонял сын хозяйки стоянки по имени Орхан и что по внутренним правилам стоянки, когда какая-либо машина покидает стоянку, охранники обязаны звонить самой хозяйке стоянки и спрашивать разрешение на пропуск машины с территории автостоянки. Следуя внутренним правилам, в тот день охранник позвонил хозяйке автостоянки, продиктовал марку машины, цвет и приметы, а также сообщил, что ее сын по имени Орхан сам лично хочет выгнать за территорию автосоянки данную машину, на что она ответила, что если это ее сын, то пусть выпустит данную машину за территорию. Охранник так же сообщил нам, что Орхан после того, как выгнали машину, сразу же вернулся за тросом, сообщив охраннику, что машину нужно вытащить тросом, видимо, заглохла или застряла по дороге», - поделилась женщина.

По ее словам, все эти и другие факты ею были изложены в УП Енбекшиказахского района.

«На что сотрудники данного управления полиции все в один голос начали мне говорить о том, что какая богатая данная семья, которая владеет этой стоянкой и сколько они продали яблок за сезон (была озвучена цифра даже цифра 400 тонн яблок) данную цифру озвучил сотрудник Эльдар, видимо, очень хорошо владеет (информацией – КазТАГ) о финансовом состоянии данной семьи, так же сообщили о том, что данная семья имеет очень богатых и влиятельных родственников в районе, делая акцент на то, что моя машина им точно не нужна, якобы для них это копейки. И потом сотрудник по имени Эльдар добавил о том, что охраннику никто не поверит, потому что он якобы сильно пьющий человек и возможно в тот день тоже был пьян. Через несколько дней я поинтересовалась у жителей села о вредных привычках данного охранника, на что мне сообщили что он вообще не пьет, по состоянию здоровья ему нельзя употреблять алкоголь. Все эти факты рождают много вопросов в обстоятельствах данного дела», - добавила потерпевшая.

По ее словам, несмотря на поданное 3 декабря 2023 года заявление о краже транспорта в управление полиции Енбекшиказахского района, уголовное дело не было возбуждено.

«Было установлено, что автомашину завели и выгнали непосредственно сын хозяина стоянки и работники автостоянки. При опросе хозяина стоянки, куда делась моя машина, он предъявил постановление о выемке от 20 января 2023 года подписанное следователем СО УП Бостандыкского района старшим лейтенантом Ыдырыс Ә.Н. Мы сами связались со следователем, указанным в постановлении. Однако он сказал, что данное постановление он не выносил. Это постановление было подделкой. Необходимо отметить, что работники стоянки и хозяева стоянки не известили меня и моих родственников, что автомашину приехали изымать работники полиции, ведь они должны были поставить нас в известность и выемка автомашины должна была производится в моем присутствии или в присутствии моих представителей. Автомашина длительное время не заводилась, не было аккумуляторных батарей, воздух в колесах был спущен. Так для подготовки к выезду со стоянки необходимо было длительное время, примерно несколько часов. Похитителями были поставлены другие аккумуляторы. Затем работники автостоянки показали, что транспорт заводили и помогали выгонять сам хозяин стоянки. На протяжении всего времени пока велись подготовительные работы, никто так и не сообщил мне о том, что производится полицией выемка моей собственности», - рассказала Калиева.

По ее словам, то, «что в краже замешаны работники полиции подтверждается фактом, что незадолго до кражи сын хозяина автостоянки сообщил моему племяннику Болат Серику, что автомашиной интересуются работники районной полиции».

«На что племянник сказал: «Дай мой телефон или сообщи, когда они приедут, я подъеду». Сын хозяина стоянки дал номер телефона вWhatsApp +380662480466. После чего я и мои племянники решили сами начать розыск данной автомашины, рассылая объявления во все возможные чаты грузовых перевозок и так далее. Когда сотрудники УП Енбекшиказахского района узнали, что мы нашли следы машины и предположительно, знаем где она находится, со стороны сотрудников через доверенных лиц, а именно звонил сотрудник по имени Бага, начались уговоры о том, чтоб мы не поднимали шум и что машину они найдут и поставят на место, при этом предлагали различные условия, в том числе и деньги, на что наша семья отказалась от их условий и сообщила, что будет официально заявлять о факте кражи и порче имущества (на автомашине и прицепе уже били спилены все вин-коды и номера) данный факт мы узнали, когда машину с прицепом обнаружил участковый поселка Болек напротив въезда на ту самую платную стоянку. В эту же ночь моему племяннику звонил незнакомый водитель и сообщил, что хочет оставить машину на какой-то трассе и, что якобы ему сказали пригнать ее и оставить, в итоге он ее бросил напротив той самой стоянки», - сообщила Калиева.

По ее словам, в данном деле речь идет об ОПГ из числа сотрудников полиции.

«Я и мои родственники после кражи автомашины предпринимали все усилия для поиска автомашины. Через группы в WhatsApp удалось установить, что автомашину видели на заправке в городе Жаркенте возле магазина и на заправке. Как удалось угнать автомашину за несколько сот километров без государственных номерных знаков? Ведь по всей дороге всегда возможно остановка патрульной полицией, попасть на камеры видеонаблюдения. Отсюда вывод, что машину похитила ОПГ не без участия сотрудников полиции. Был разработан план кражи автомашины, но перед этим был найден покупатель на эту машину. Так как уже за несколько часов машина оказалась в Жаркенте. После того как следы машины были обнаружены в Жаркенте, мы обратились в Енбекшиказахский РОВД, чтобы сотрудники выехали на задержание преступников и возврата похищенной автомашины. Сотрудники полиции, убедившись в неопровержимых доказательствах нахождения автомашины в Жаркенте, сотрудник по имени Эльдар сказал, что они помогут вернуть автомашину, но мы взамен не должны поднимать шум», - рассказала потерпевшая.

Затем, по словам женщины, «один из сотрудников полиции позвонил ее племяннику Болат Максат и предложил за автомашину Т10 млн, сказав, что автомашина уже потеряла свое состояние, так как сточены номера на раме, и переделана, и перекрашена».

«Но от этого предложения мы отказались и сказали, чтобы приняли все меры, предусмотренные законодательством для задержания преступников и возврата похищенного имущества. Утром 6 декабря 2023 года участковый села Болек позвонил моему племяннику Болат Серику и сообщил, что угнанная автомашина стоит перед стоянкой. Состояние автомашины за эти несколько дней сильно изменилось. Был переделан и перекрашен прицеп, спилены номера на раме автомашины. Установлены новые аккумуляторные батареи. Все это свидетельствует об умысле кражи чужого имущества с целью перепродажи. После возбуждения уголовного дела службой собственной безопасности начальник УСБ в присутствии следователя Рыстанбаева Э.Н. позвонил по указанному номеру телефона и произнес имя Эльдар. Он состоял в чатах сотрудников полиции. Указанный сотрудник является работником Енбекшиказахского районного управления полиции», - добавила Калиева.

Она уточнила, что уголовное дело возбуждено по статье 200 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения) УК РК.

«С данной квалификацией я не согласна, так как автомашина была угнана, перекрашена, номера на кузове, VIN-код были сточены (уничтожены), то есть был прямой умысел завладеть данной машиной с целью перепродажи. Заранее спланирован угон, найден покупатель, который уже за несколько дней изменил внешний вид машины, спилил номера кузова, перекрасил автомашину. Все эти факты указывают на действия ОПГ с участием работников полиции. Кража в особо крупном размере (стоимость автомашины Т35-45 млн). Автомашина потеряла свои свойства, так как номера на раме сточены и теперь на ней осуществлять деятельность невозможно. Автомашина осуществляла международные автоперевозки. Потеря свойства назначения автомашины», - сказала собеседница.

Она требует переквалифицировать уголовное дело со статьи 200 УК РК на пункт 4 статьи 188 (кража) УК РК.

«Кража автомашины была хорошо спланировала и подготовлена не одним человеком. Найден покупатель на автомашину, автомашину без государственных номеров с города Есика сопроводили до Жаркента (явно сотрудниками полиции), там была перекрашена, переоборудована. Здесь прямой умысел кража преступной группой, в особо крупном размере с целью перепродажи краденного имущества. Необходимо указать, что затягивание следствия со стороны работников полиции, запутывание, нерасторопность ведет к потере многих доказательств (камеры видеонаблюдения, показания свидетелей, экспертизы, биллинг телефонных разговоров). Все это указывает на прямую связь работников управления полиции Енбекшиказахского района с угоном автомашины (подробная информация в протоколе допроса). Все эти и другие факты мною были изложены как в УП Енбекшиказахского района, так и в УСБ Алматинской области. Допрос был 8 декабря 2023 года по адресу: Алматы, улица Кабанбай батыра 126», - рассказала Калиева.

Редакция КазТАГ уже обратилась за комментариями в пресс-службу министерства внутренних дел.

Источник фото: gov.kz


adimage