Астана. 8 сентября. КазТАГ – Валентина Владимирская. Инициировать проверку обоснованности оценки имущественного комплекса «Международный аэропорт города Актобе», потребовал депутат фракции Ак жол мажилиса Андрей Линник.
«Инициировать проверку обоснованности оценки имущественного комплекса «Международный аэропорт города Актобе», - потребовал Линник в депутатском запросе на имя вице-премьера Казахстана Алихана Смаилова, на пленарном заседании мажилиса в среду.
По его словам, нужно также предоставить информацию о ТОО «Независимая экспертная оценка» и её опыте, проверить возможную заинтересованность должностных лиц и их аффилированность с организаторами приватизации аэропорта.
По плану приватизации на 2021-2025 годы, в перечень организаций коммунальной собственности, предлагаемых к передаче в конкурентную среду, включен, по его данным, АО «Международный аэропорт Алия Молдагулова» в городе Aктобе. Прием заявок среди соискателей завершится 9 сентября. Объект оценен в Т7,3 млрд. Однако пресса подняла ряд вопросов, вызывающих определённые сомнения в чистоте и прозрачности данного процесса.
Вызывает вопросы адекватность оценки объекта. Так, в комплекс аэропорта входит терминал, административное здание, зона беспошлинной торговли, коммерческие площади, склады, спецтехника и транспорт, инженерные сети, топливно-энергетический комплекс и железнодорожная ветка к нему. Здания, оборудование и вся инфраструктура приведена в соответствие международным стандартам и рекомендациям ICAO.
Аэродром аэропорта отнесён к 1 классу, способен принимать большинство типов самолётов, включая Ил-86, Боинг 727—200 и большегрузный Ан-124. Аэропорт расположен на пересечении крупных международных аэронавигационных трасс, связывающих Западную Европу с Центральной и Юго-Восточной Азией, способен обеспечивать грузопотоки не только Западного Казахстана, но и прилегающих регионов России.
Помимо гражданской авиации, на аэродроме, по данным депутата, базируется военная авиация — учебные самолёты Военного института Сил воздушной обороны РК.
В течение последних пяти лет аэропорт стабильно выплачивает в бюджет до Т130 млн налогов, за 8 мес. 2021 года внес в бюджет уже 165 млн - оборот предприятия растет даже в период пандемии.
Почему аэропорт оценивается в Т7,3 млрд, если буквально пару лет назад потенциальный международный инвестор обсуждал и подписал меморандум на сумму в 3 раза большую? Кто и для чего способствовал тому, что та сделка не состоялась? Как и насколько обоснованно была проведена оценка комплекса?
Как выясняется, оценку провело ТОО «Независимая экспертная оценка», взявшаяся за выполнение колоссального объема работ, за Т130 тыс.
Почему судьбу огромного предприятия, где прибыль постоянно растет, решает мелкое ТОО с непонятной репутацией, а не серьёзная аудиторская компания? Процедура по оценке обычно занимает значительное время и обходится в приличную сумму, но зато ни у кого не возникает сомнений в объективности заключения. А ТОО «Независимая экспертная оценка» провернула работу за месяц, и непонятно, оценивала она комплекс по бумагам, или реальному положению и потенциалу на рынке, сомневается Линник.
«При таких обстоятельствах нам представляются далеко не безобидными высказанные прессой предположения о преднамеренном характере действий в отношении указанного аэропорта», - сказал Линник.
Источник фото: Из открытых источников